Самые известные дети-Маугли: как сложились судьбы малышей, которые выросли среди животных. Современные маугли Может ли волчья стая вырастить человеческого ребенка

Все мы знаем сказку про Маугли. Маленький мальчик попал в волчью стаю и был вскормлен волчицей. Он жил среди зверей и стал таким же, как они. Однако подобный сюжет бывает не только в сказках. В реальной жизни также встречаются дети, вскормленные животными. Причём подобные происшествия случаются не в глухих африканских и индийских районах, а в густонаселенных местах, совсем недалеко от жилищ людей.

В конце XIX века в Италии деревенский пастух обнаружил маленького ребёнка, который резвился среди стаи волков. Завидев человека, звери убежали, а малыш замешкался, и пастух поймал его.

Найдёныш был совсем диким. Передвигался он на четвереньках и обладал волчьими повадками. Мальчика поместили в институт детской психиатрии в Милане. Тот рычал, первые дни ничего не ел. По виду ему было около 5 лет.

Вполне понятно, что ребёнок, воспитанный в волчьей стае, вызвал огромный интерес у врачей. Ведь на нём можно было изучать психику существа, рождённого человеком, но не получившего соответствующего воспитания. А затем можно было постараться сделать его нормальным членом общества.

Однако ничего не получилось. Настоящие дети-маугли - это не сказочные герои. Мальчик плохо ел, тоскливо выл. Он мог часами неподвижно лежать на полу, игнорируя кровать. Через год он умер. Видимо тоска по лесной жизни была так велика, что сердце ребёнка не выдержало.

Приведённый случай далеко не единичный. Их за последние 100 лет насчитывается не менее трёх десятков. Так в 30-е годы XX века недалеко от индийского города Лакхнау (штат Прадеш) служащий железной дороги обнаружил в стоящем в тупике вагоне странное существо. Это был мальчик лет 8, причём абсолютно голый и со звериным взглядом. Он не понимал человеческой речи, передвигался на четвереньках, а колени и ладони рук покрывали мозолистые наросты.

Мальчика определили в больницу, но спустя месяц в клинику явился местный торговец фруктами. Он попросил, чтобы ему показали ребёнка. У этого человек 8 лет назад исчез грудной сын. По всей видимости, его утащил волк, когда мать спала с малышом во дворе на циновке. Торговец сказал, что у пропавшего ребёнка на виске был небольшой шрам. Так и оказалось, и мальчика отдали отцу. Но через год найдёныш умер, так и не сумев приобрести человеческие черты.

Дети-маугли передвигаются на четвереньках

Но самая известная история, прекрасно характеризующая такое явление как дети-маугли, выпала на долю 2-х индийских девочек. Это Камала и Амала. Обнаружили их в волчьем логове в 1920 году. Среди серых хищников дети чувствовали себя вполне комфортно. Амале врачи определили возраст 6 лет, а Камала выглядела старше на 2 года.

Первая девочка вскоре умерла, а старшая дожила до 17 лет. И в течение 9 лет врачи день за днём описывали её жизнь. Бедняжка испытывала страх перед огнём. Питалась только сырым мясом, раздирая его зубами. Ходила на четвереньках. Бегала, опираясь на ладони и подошвы ног с полусогнутыми коленями. В дневное время она предпочитала спать, а ночью бродила по больничному корпусу.

В первые дни своего пребывания у людей девочки протяжно выли каждую ночь. Причём вой повторялся через одни и те же промежутки времени. Это около 9 часов вечера, в час ночи и в 3 утра.

«Очеловечивание» Камалы проходило с большими трудностями. Очень долгое время она не признавала никакой одежды. Всё, что пробовали на неё надеть, срывала. К мытью испытывала настоящий ужас. Вначале никак не хотела подниматься с четверенек и ходить на ногах. Лишь через 2 года её удалось приучить к этой привычной для остальных людей процедуре. Но когда нужно было двигаться быстро, девочка становилась на четвереньки.

После неимоверных трудов Камалу приучили спать по ночам, есть при помощи рук и пить из стакана. А вот обучить её человеческой речи оказалось очень трудной задачей. За 7 лет девочка выучила всего 45 слов, но произносила их с трудом и не могла построить логические фразы. К 15 годам по своему умственному развитию она соответствовала 2-х летнему ребёнку. А в 17-летнем возрасте едва достигла уровня 4-летнего человека. Умерла она неожиданно. Просто остановилось сердце. Никаких отклонений в организме при этом найдено не было.

Дикие звери гуманны по отношению к маленьким детям

А вот ещё один случай, также произошедший в Индии в штате Ассам в 1925 году. Охотники обнаружили в логове леопарда кроме его детёнышей ещё и 5-летнего ребёнка. Он рычал, кусался и царапался не хуже своих пятнистых «братьев и сестёр».

В ближайшей деревне его признала одна семья. Её члены рассказали, что отец семейства, работая в поле, на несколько минут отошёл от спавшего в траве 2-летнего сына. Оглянувшись, он увидел, как леопард с ребёнком в зубах скрылся в джунглях. С того времени прошло всего 3 года, но как же изменился их маленький сын. Только по прошествию 5 лет он научился есть из посуды и ходить на ногах.

Американский исследователь Джезелл выпустил книгу, героями которой стали дети-маугли. Всего в ней описано 14 подобных случаев. Примечательно то, что «воспитателями» этих детей всегда становились волки. В принципе, в этом нет ничего удивительного, так как серые хищники обитают недалеко от человеческого жилья. Именно поэтому они и набредают на оставленных без присмотра в лесу или поле маленьких детей.

Для зверя это добыча, и он уносит её в логово. Но беспомощный плачущий малыш способен разбудить у волчицы инстинкт материнства. Поэтому ребёнка не съедают, а оставляют в стае. Вначале доминантная самка кормит его молоком, а затем вся стая начинает подкармливать полупереваренной отрыжкой из съеденного мяса. На подобной пище дети могут такие щёки отъесть, что просто загляденье.

Правда, тут возникает один нюанс. Через 8-9 месяцев волчата превращаются в самостоятельных молодых волков. А ребёнок продолжает оставаться беспомощным. Но тут у серых хищников срабатывает родительский инстинкт. Они чувствуют беспомощность малыша и продолжают кормить его.

Ребёнок, живя среди волков, становится таким же, как они

Нужно сказать, что некоторые учёные берут под сомнение сам факт пребывания маленьких детей среди животных. Но с каждым годом подобных свидетельств становится всё больше. Поэтому скептики сдают позиции и начинают признавать очевидное.

В заключении следует заметить, что люди, лишённые человеческого общения, начинают постепенно отставать в своём умственном развитии от тех, кто живёт в нормальном обществе. Доказательством тому служат дети-маугли. Они лишний раз подтверждают хорошо известную истину, которая гласит, что для становления человека самым важным является возраст от его рождения до 5 лет .

Именно в эти годы мозг ребёнка усваивает фундаментальные основы психики, приобретает необходимые навыки и базовые знания. Если этот начальный 5-летний период пропущен, то воспитать полноценного человека уже практически невозможно . Особенно пагубно действует на мозг отсутствие речи. Как раз её-то ребёнок и лишается в первую очередь, общаясь с животными. Чтобы стать полноценным человеком, необходимо общаться с себе подобными. А если общаться с волками или леопардами, то можно стать только таким же, как они.

– совокупность симптомов, наблюдающихся у детей, выросших в условиях полной социальной изоляции. Отсутствие опыта общения, человеческих отношений формирует выраженное отставание и искажение умственного, эмоционального, личностного развития. Движения, поведение детей схожи с активностью животных: передвигаются на четырех конечностях, ловко прыгают. Вместо речи – звукоподражание. Эмоциональные реакции примитивны, отражают гнев, страх, удовольствие. Диагностика психопатологических отклонений проводится методом наблюдения. Лечение основано на развивающих и коррекционных занятиях, реабилитации.

Общие сведения

Название синдром получил благодаря сборнику рассказов Д. Р. Киплинга «Книга джунглей». Главный герой по имени Маугли с ранних лет воспитывался волками в джунглях. Автор приписывает ему относительно развитый интеллект, физические навыки людей (прямохождение, использование орудий), дифференцированные социальные эмоции и чувства. В отличие от героя книги, реальные дети перенимают поведение животных и значительно отстают в развитии интеллекта. Синонимичные названия синдрома Маугли – одичавшие, дикие, феральные дети. В России общественной изоляции чаще подвержены дети алкоголизировавшихся и психически больных родителей.

Причины синдрома Маугли

Вопрос о причинах абсолютной социальной изолированности детей продолжает исследоваться. Когда развитие протекает в дикой природе, невозможно определить условия, при которых ребенок оказался среди животных. При искусственно созданной изоляции удается установить контакт с матерью и/или отцом. Предположительно причинами синдрома Маугли становятся:

  • Гибель родителей. Наиболее вероятная причина в небольших поселениях, расположенных вблизи диких лесов. Дети остаются одни, блуждают, примыкают к звериным семьям.
  • Недостаточный присмотр. Младенцы могут быть украдены некоторыми животными (например, крупными видами обезьян). Малыши постарше уходят из дома самостоятельно, дезориентируются в природных условиях, не находят обратный путь.
  • Психические расстройства родителей. Детей-Маугли находили в подвалах, клетках для животных, закрытых комнатах дома. Условия заточения создавались родителями, имеющими психопатологию, в том числе спровоцированную употреблением наркотиков, алкоголя.

Патогенез

В психическом развитии ребенка существуют сенситивные периоды – временные интервалы, характеризующиеся оптимальным сочетанием внутренних условий для развития определенных психических процессов. Психика становится максимально чувствительной к внешним социальным воздействиям, способствующим формированию произвольности памяти, мышления, внимания, освоению речи, различных форм деятельности. При дефицитарности развивающей среды возникает задержка психических функций.

Синдром Маугли – результат тотальной социально-психологической депривации в сензитивные периоды развития. Недостаток общения, воспитания, любви и других форм человеческого взаимодействия приводит к выраженному интеллектуальному, эмоциональному и поведенческому дефекту. Педагогические, воспитательные, коррекционные воздействия, осуществляемые после завершения сенситивных периодов, оказываются малоэффективными. Базовые психические функции развиваются до 5 лет, поэтому чем меньше возраст, в котором малыш оказался в «диких» условиях, тем более выраженным и стойким будет дефект.

Классификация

Типология синдрома пока окончательно не разработана. Недостаточное количество эмпирических данных, устаревшие методы исследования большинства случаев (XIX, начало и середина XX века) не позволяют произвести классификацию по клиническим проявлениям, характеру течения, патогенетическим механизмам. С середины прошлого столетия как разновидность синдрома Маугли стали рассматривать синдром Каспара Хаузера, названного в честь имени мальчика, находившегося в заточении с раннего возраста. В настоящее время пациенты подразделяются на две группы:

  • Феральные дети. Развитие и воспитание происходит в условиях дикой природы без присутствия людей. Последствия практически не поддаются коррекции.
  • Дети с синдромом Хаузера. К данной группе отнесены малыши, оставленные без помощи и подвергшиеся заключению. Предположительно, насильственная изоляция в ранние годы проявляется менее устойчивыми нарушениями психики.

Симптомы синдрома Маугли

Длительное нахождение в изоляции отражается на всех сферах психики – на интеллектуальном развитии, эмоциональном реагировании, поведении. Уровень когнитивного дефицита сопоставим с тяжелой умственной отсталостью . «Дети джунглей» не владеют речью, абстрактным образным и логическим мышлением. Все функции психики реализуются на наглядном, конкретном уровне: доступно освоение простых орудий, манипулятивные (реже предметные) действия, образное запоминание. Речь заменена звукоподражанием, дети имитируют вой, лай, скуление, хрюканье, шипение.

Отсутствует способность к прямохождению, передвижение осуществляется на четырех конечностях – ползанье, прыжки. Дети не могут устанавливать и поддерживать контакты с людьми, при их приближении демонстрируют испуг или ярость – забиваются в угол, скулят, рычат, оскаливаются, кусают, хватают за волосы, царапаются. Эмоции ярко выраженные, примитивные, обусловленные инстинктом выживания – страх, гнев. Зачастую «маугли» не умеют улыбаться, удовольствие проявляется гримасой с искривлением рта. Дети идентифицируют себя с животными, иногда проявляют любовь к представителям «родного» вида.

Изменены особенности физического развития, сенсорной чувствительности. Кости скелета (особенно конечностей) деформированы, чувствительность к температурным, болевым воздействиям снижена, хорошо развиты слух, зрение, обоняние. Не установлены суточные ритмы, сон преобладает днем или хаотично распределяется в течение суток. Привычным рационом являются ягоды, фрукты, орехи, сырое мясо. Навык использования столовых приборов, предметов обихода отсутствует. Дети едят руками, отказываются от ложки и вилки, сопротивляются проведению гигиенических процедур, использованию одежды.

Осложнения

Осложнения более вероятны в случаях продолжительной изоляции, отсутствия педагогического и воспитательного воздействия. Основная проблема диких детей – невозможность полноценной социализации. Случаи позднего овладения речью, развития высших форм поведения единичны. Чаще формируется бездумное повторение слов и фраз, осваиваются простейшие формы бытового взаимодействия, но обучение в школе, освоение профессии остается недоступным. Неизученным осложнением является внезапная смерть некоторых детей-маугли в неволе. Перед гибелью они проявляют выраженное стремление к бегству, возвращению в дикую природу.

Диагностика

Диагностика синдрома Маугли выполняется врачом-психиатром , неврологом . Значимым условием постановки диагноза является факт полной длительной изоляции от социума. К данным обследования добавляется информация от родителей, людей, нашедших ребенка и ухаживающих за ним в настоящий момент. Используются физикальные и клинические методы:

  • Опрос. Беседа проводится с родителями, но полноценный контакт в большинстве случаев невозможен, устанавливается лишь информация о продолжительности заключения. Опрашиваются люди, нашедшие ребенка – определяются условия его жизни, особенности поведения.
  • Осмотр. Невролог исследует чувствительность, сформированность и адекватность рефлексов, особенности двигательной активности. Характерен высокий болевой порог, хорошие показатели ловкости движений.
  • Наблюдение. Проводится врачами различных специальностей. Оцениваются различные показатели физического и психического развития: сформированность прямохождения, речи, интеллекта, социальных способов взаимодействия, бытовых навыков.

Лечение синдрома Маугли

Методы лечения остаются предметом исследований. Основное направление – психолого-педагогическая коррекция. Используются техники, применяемые для работы с детьми, имеющими глубокую умственную отсталость. Доказана эффективность поведенческих методов обучения, основанных на простой цепочке «стимул-реакция-подкрепление или наказание». Выученные поведенческие шаблоны – бытовые, коммуникативные навыки – позволяют минимально адаптировать ребенка к социуму. Общая схема терапевтических и педагогических мероприятий включает:

  • Развивающие методы. Занятия проводят психологи , олигофренопедагоги, логопеды . Первичная цель – обучить установлению контакта, выражению потребностей и нужд, снизить вероятность агрессивных реакций. На втором этапе разрабатывается индивидуальная программа развития, ориентированная на формирование речи, произвольности, освоение навыков самообслуживания.
  • . Препараты подбираются неврологом, психиатром с учетом клинической картины и данных инструментальных обследований. При расторможенности поведения назначаются транквилизаторы, нейролептики. При сопутствующих органических поражениях ЦНС применяются медикаменты для улучшения мозгового кровообращения, ноотропы.
  • Реабилитация. Усилия педагогов направлены на адаптацию детей в коллективах. В интернатах, психоневрологических диспансерах они посещают трудотерапию, творческие занятия. Формируются простые коммуникативные и рабочие навыки.

Прогноз и профилактика

Прогноз синдрома Маугли определяется длительностью периода развития вне социума и возрастом, до которого ребенок находился в нормальных условиях. Общая тенденция такова, что тем позже началась изоляция и чем менее продолжительной она была, тем лучше происходит адаптация, легче развивается речь и социальные навыки. Специфические профилактические меры отсутствуют. Снизить распространенность случаев принудительного заключения представляется возможным через усиление контроля социальных служб за неблагополучными семьями, в которых родители страдают психическими расстройствами,

Воспитанный отшельниками. На протяжении семнадцати лет он жил в землянке, где позже был брошен родителями. Сам молодой человек рассказал, что, со слов родителей, он был рожден в 1993 году в окрестностях села Кайтанак вне медицинского учреждения. Образование не получал, социальных навыков и представления о внешнем мире не имеет.

В ноябре 2011 года в Приморском районе Петербурга были обнаружены девочки-маугли - две сестры шести и четырех лет. Они никогда не ели горячей пищи, не умели говорить, а благодарность выражали, как собаки, пытаясь лизать взрослым руки. Родители девочек — алкоголики со стажем.

В феврале 2010 года сотрудники инспекции по делам несовершеннолетних - без необходимого воспитания и в антисанитарных условиях. В частном доме жила хозяйка 1971 года рождения, ее дочь 1989 года рождения, восьмимесячный внук и две внучки, одной из которых исполнилось два года, а другой - два месяца. При этом старшая девочка в два года не говорила, а только мычала, мальчик в восемь месяцев выглядел как пятимесячный, а младшая девочка была истощена. Никаких документов на детей милиционеры не обнаружили.

В феврале 2010 года в одной из квартир Сормовского района , о котором не заботились родители. Его не кормили и не одевали, не следили за состоянием его здоровья, не занимались его развитием и обучением. Он родился с психическими отклонениями и ранее ходил в коррекционную школу. В связи с ненадлежащим уходом за ним состояние здоровья значительно ухудшилось.
Ребенка нашли благодаря соседям , которые начали его подкармливать и показали врачам. Мальчик плохо говорил и не помнил, когда последний раз мылся.

В июле 2009 года суд Железнодорожного района Читы лишил родительских прав родителей . По информации УВД, пятилетняя девочка ни разу не была на улице. Хозяева дома, где она жила, никого не впускали в квартиру, с соседями не общались, а на улице появлялись в основном для того, чтобы выгуливать своих питомцев. Несмотря на то, что малышка жила в трехкомнатной квартире с отцом, бабушкой, дедушкой и другими родственниками, она почти не разговаривала, хотя понимала человеческую речь.

В феврале 2009 года инспекторы по делам несовершеннолетних в одном из домов Ленинского района Уфы обнаружили трехлетнюю девочку, которая ела и спала вместе с собаками . Ее мать выпивала, промышляла на помойке. Девочка побаивалась людей, норовила, как собака, встать на четвереньки. Она не знала, что такое ложка.

). На выставке в Лондоне она представила серию постановочных фотографий, рассказывающих реальные истории о детях, выросших при очень необычных обстоятельствах.

Фуллертон-Баттен решила искать данные о детях, выросших вместе с животными, после того, как прочитала книгу «Девушка без имени».

Собранные ею истории — о тех, кто заблудился в лесу или при других обстоятельствах был воспитан животными. Характерно, что такие случаи зафиксированы как минимум на четырех из пяти континентов.

Девочка-волк Лобо, Мексика, 1845-1852 гг.

В 1845 году люди заметили девочку, ползающую на четвереньках вместе со стаей волков, атакующей стадо коз. Год спустя ее заметили в той же компании: все вместе ели сырое мясо козы.

Однажды девочку схватили, но она сумела сбежать. В 1852 году ее еще раз заметили вместе с волчатами, но и на этот раз она сумела улизнуть. С тех пор ее никто больше не видел.

Оксана Малая, Украина, 1991 г.

Оксана была найдена в собачьем питомнике в 1991 году. Ей было на тот момент 8 лет, 6 из них она прожила вместе с собаками. Ее родители были алкоголиками, и однажды ночью случайно оставили девочку на улице. Чтобы согреться, малышка залезла в питомник на ферме, свернулась калачиком, а от холода ее спасли уже собаки.

Так девочка и стала с ними жить. Когда об этой истории узнали люди, Оксана уже была больше похожа на собаку, чем на человека. Она бегала на четвереньках, скалила зубы, дышала, высунув язык, рычала. Из-за отсутствия связи с людьми к 8 годам она выучила только два слова: «Да» и «Нет».

Интенсивная терапия помогал Оксане восстановить социальные и вербальные навыки, но только на уровне пятилетнего ребенка. Теперь девушке 30 лет, она живет в специальной клинике в Одессе и ухаживает за сельскохозяйственными животными.

Шэмдео, Индия, 1972 г.

Шэмдео, 4-летний мальчик, был обнаружен в лесу в 1972 году в тот момент, когда играл с волчатами. Его кожа была очень темной — зубы — заостренными, а ногти — длинными. На ладонях, локтях и коленях ребенка были огромные мозоли. Он любил охотиться на кур, ел землю и испытывал повышенный аппетит к сырой крови.

Ребенка забрали из леса социальные службы. От любви к сырому мясу его так и не отучили. Говорить тоже не научили, но язык жестов он понимать стал. В 1978 году его приняли в дом матери Терезы для нищих. Он умер в феврале 1985 года.

«Права» (Мальчик-Птица), Россия, 2008 г.

Права, 7-летний мальчик, был найден в крошечном двухкомнатном доме, в котором жил вместе со своей 31-летней матерью. Мальчик жил в комнате вместе с десятками декоративных птиц — вместе со всеми клетками, кормом и пометом.

Его мать обращалась с ребенком как с одним из своих питомцев. Физически она его не била, но периодически оставляла без пищи и никогда с ним не разговаривала. Поэтому общаться он мог только с птицами. Говорить мальчик не умел — только щебетать. Руками тоже махал как птица — крыльями.

Праву отобрали у матери и отправили в Центр психологической помощи. Врачи пытаются реабилитировать его до сих пор.

Марина Чапман, Колумбия, 1959 г.

Марина была похищена в 1954 году. Изначально она жила в одной из затерянных среди джунглей деревень Южной Америки, но ее похититель просто оставил ее в джунглях. Выходили ребенка обезьяны-капуцины.

Охотники нашли дитя только спустя пять лет. Ребенок ел только ягоды, корни и бананы, спал в дуплах деревьев и ходил на четвереньках.

Однажды она чем-то отравилась. Одна пожилая обезьяна подвела ее к луже воды и заставила пить из нее. Девочку вырвало — и ее организм стал восстанавливаться.

Она дружила с молодыми обезьянами, умела лазить по деревьям и хорошо разбиралась в плодах местных растений: какие из них можно есть, а какие — нельзя.

К тому времени, когда ее обнаружили охотники, Марина совершенно разучилась говорить. Этим воспользовались те, кто ее нашел: ребенка отдали в бордель. Там она жила как уличная девчонка, а впоследствии ее поработила семья мафиози. И только через много лет ее спас один из соседей и вывез в Боготу. Там они и жили вместе с родным сыном спасителя.

Когда Марина стала уже взрослой, то работала няней. В 1977 году их семья переехала в Великобританию, где живет и сегодня. Марина вышла замуж и родила детей. Ее младшая дочь, Ванесса Джеймс, и написала книгу о диком опыте матери — «Девушка без имени».

Мадина, Россия, 2013 г.

Мадина с самого рождения жила с собаками. Первые три года своей жизни она играла с ними, делила с ними пищу. Они же согревали ее своими телами зимой. Социальные работники нашли девочку в 2013 году. Она была голой, ходила на четвереньках и рычала как собака.

Отец Мадины покинул семью вскоре после ее рождения. Ее мать, 23-летняя девушка, спилась. Она совсем не ухаживала за ребенком, а однажды приняла решение просто. Переселилась в дом к одному из сельских алкоголиков. Она сидела за столом с собутыльниками, пока ее дочь грызла кости на полу с собаками.

Однажды Мадина убежала на детскую площадку, но не смогла поиграть с другими детьми: она не могла говорить. Так собаки стали ее единственными друзьями.

Врачи сообщили, что Мадина умственно и физически — абсолютно здоровый человек, несмотря на все испытания, что она прошла. Есть хороший шанс, что однажды она вернется к нормальной жизни. Несмотря на то, что слишком поздно научилась говорить.

Джени, США, 1970 г.

Отец Джени как-то решил, что его дочь «отсталая», и поэтому стал удерживать ее на сиденье унитаза в маленькой комнате дома. В этой одиночной камере она провела более 10 лет. Даже спала в кресле.

Ей было 13 лет, когда в 1970 году социальный работник случайно заметил ее состояние. Мол, ребенок не умел ходить в туалет и двигался «как-то странно: боком и по-кроличьи». Девочка-подросток не умела разговаривать и вообще выражать какие-то звуки.

От родителей ее забрали, и с тех пор она стала объектом научных исследований. Постепенно она выучила несколько слов, но писать так и не научилась. Зато читает простые тексты и уже кое-как умеет взаимодействовать с другими людьми.

В 1974 году финансирование программы лечения Джени было остановлено, и ее поместили в частное учреждение для умственно недоразвитых взрослых людей.

Мальчик-леопард, Индия, 1912 г.

Этому мальчику было два года, когда самка леопарда украла его во дворе деревенского дома и взяла на попечение на попечение в 1912 году. Три года спустя охотник убил это животное и нашел три его детеныша: двоих маленьких леопардов и пятилетнего ребенка. Дитя вернули его семье в маленькой деревне в Индии.

В первое время мальчик умел сидеть только на четвереньках, зато бегал быстрее любого другого взрослого. Его колени были покрыты огромными жесткими мозолями, а пальцы были согнуты в вертикальном положении под прямым углом к ладони. Они были покрыты жесткой, ороговевшей кожей.

Мальчик кусался, воевал со всеми, и однажды поймал и съел сырую курицу. Говорить он не умел — только стонать и рычать.

Позже его научили речи и прямохождению. К сожалению, вскоре он ослеп от катаракты. Однако связано это не с его опытом жизни в джунглях, а с наследственностью.

Суджит Кумар, «Мальчик-курица», Фиджи, 1978 г.

Суджита власти признали умственно отсталым ребенком. После этого его родители заперли его в курятнике. Вскоре мать покончила с собой, а его отца убили. Ответственность за малыша взял на себя дед, но он посчитал, что тому будет и дальше лучше в курятнике.

Когда Суджиту было восемь лет, он выбежал на дорогу, где его и заметили. Мальчик кудахтал и хлопал себя руками, будто курица. Принесенную ему еду он не ел, а клевал, щелкая языком. На стуле он сидел «с ногами», а его пальцы были обращены внутрь.

Вскоре после обнаружения его отправили в дом престарелых — в качестве работника. Но там он отличался агрессивным поведением, поэтому его приходилось подолгу привязывать простынями к кровати. Теперь ему больше 30 лет, он живет с Элизабет Клейтон — женщиной, спасшей его и подарившей ему дом.

Камала и Амала, Индия, 1920 г.

8-летняя Камала и 12-летняя Амала были найдены в логове волков в 1920 году. Это один из самых известных случаев с обнаружением «детей-маугли».

Нашел их некий Джозеф Сингх, увидев, как из пещеры волков выходят двое детей. На них было отвратительно смотреть: они бегали на четвереньках и вели себя совсем не как люди. Вскоре Сингх предпринял все, чтобы вместе с полицией забрать девочек у волков.

В первые ночи девушки спали, свернувшись вместе калачиком, рычали, срывали с себя одежду, не ели ничего, кроме сырого мяса и завывали. Физически они тоже были не такими как все: сухожилия и суставы на руках и ногах были сокращены и деформированы. Девочки не проявляли никакого интереса к общению с людьми. Зато исключительно развитыми были их слух, зрение и обоняние.

Амала умерла на следующий год после возвращения к людям. Камала таки научилась ходить вертикально и произносить несколько слов, но умерла в 1929 году от почечной недостаточности в возрасте 17 лет.

Иван Мишуков, Россия, 1998 г.

Иван сбежал из семьи алкоголиков, когда ему было 4 года. Сначала он жил на улицах и просил милостыню. А потом «подружился» со стаей собак. Стал кормить их. Они стали доверять ему. Иван стал кем-то вроде вожака стаи.

В течение двух лет он жил с ними в заброшенных постройках. Потом его поймали и поместили в детский дом. Разговаривать мальчик умел: приходилось же просить милостыню. Именно поэтому сейчас он живет нормальной жизнью.

Мари Анжелика Мемми Ле Блан (Девушка-шампанское), Франция, 1731 г.

Эта история получила большую огласку в XVIII веке. На удивление, она хорошо задокументированна.

За 10 лет непонятно как очутившаяся в лесу девочка прошла через леса Франции тысячи километров. Она ела птиц, лягушек, рыб, листья, ветви и корни деревьев. Умела бороться с дикими животными, в том числе волками. Когда ей было 19 лет, ее схватили «цивилизованные» люди. Девушка была черной от грязи, заросшей, с острыми когтями. Она опускалась на колени, чтобы пить воду и постоянно озиралась по сторонам в поисках опасности.

Говорить она не умела, общалась только визгом и сопением. Зато, кажется, находила удивительный контакт с кроликами и птицами. Много-много лет она ела только сырую пищу, а приготовленную — не могла. По деревьям она могла лазить как обезьяна.

В 1737 году королева Польши, мать французской королевы, взяла Мемми к себе во дворец. Вместе с ней она выбиралась на охоту за кроликами: девушка бегала за ними так же ловко, как и собаки.

Зато Мемми смогла восстановиться, за 10 лет научилась читать, писать и свободно говорить по-французски. В 1747 году она стала монахиней, но не надолго. Ее покровитель умер при загадочных обстоятельствах.

Вскоре, однако, Мемми нашла себе нового «хозяина» — госпожу Эке. Она и опубликовал фотографию женщины. Мемми жила в Париже в зажиточной семье и умерла 1775 году. Ей было 63.

Джон Ссебуня, «Мальчик-обезьяна», Уганда, 1991 г.

Джон убежал из дома в 1988 году, когда ему было три года. Это произошло после того, как его отец на его глазах убил мать. Мальчик сбежал в джунгли и стал жить с обезьянами.

В 1991 году его нашли и схватили. На тот момент ему было около шести лет. Все его тело к тому моменту покрылось волосяым покровом. Ел мальчик только корни, орехи, сладкий картофель и маниоку. В его кишечнике жили огромные черви — длиной по пол-метра.

Но все сложилось хорошо: дитя научили говорить и ходить. А его прекрасный певческий голос сделал его звездой сцены. Вместе с другии африканскими детьми он гастролировал по миру в составе детского хора «Жемчужина Африки».

Виктор (Дикий мальчик Аверон), Франция, 1797 г.

Это тоже случай из истории, который очень хорошо задокументирован. Дикого ребенка видели в конце XVIII века в лесах Святого Сернен-сюр-Ранса на Юге Франции. 8 января 1800 года его поймали.

Ему было 12 лет, тело было покрыто шрамами, и мальчик был не в состоянии произнести ни слова. Позже выяснилось, что в дикой природе он провел 7 лет. Профессора биологии стали исследовать его. Выяснилось, что мальчик может чувствовать себя комфортно абсолютно голым на морозе по колено в снегу. Кажется, низкая температура вообще не доставляла ему никакого дискомфорта!

Люди пытались научить его вести себя «нормально», но никакого прогресса не было. Мальчик не умел говорить до конца жизни. Его отправили в специальный научный институт в Париже, где исследовали вплоть до его смерти. Умер он в возрасте 40 лет.

Вопрос: способен ли выжить и стать полноценной личностью маленький ребёнок в условиях полной изоляции от общества, волнует писателей и психологов. Первые рисуют радужные картины воссоединения с социумом, вторые сокрушённо качают головами, говоря об упущенном сензитивном периоде развития. Почему такие персонажи как Маугли, Тарзан или Бинго-Бонго невозможны в реальной жизни?

Одичавшие дети: сложности реабилитации

Есть несколько причин, по которым, едва появившись на свет, индивид может оказаться вдалеке не только от родителей, но и от человеческой цивилизации в целом.

  1. В семьях, где отец или мать имеют психические проблемы (часто на почве наркомании и алкоголизма), детям не уделяют должного внимания, либо наоборот, применяют агрессивные методы воспитания. Маленькие жертвы разочаровываются в людях, начиная искать защиту у домашних или уличных животных.
  1. Взрослые полностью изолируют детей с некоторыми отклонениями в развитии, например, аутизмом и не общаются с ними. В некоторых слаборазвитых странах таких малышей бросают в лесу, чтобы избавиться от «лишнего рта».
  1. В сельской местности субтропической и тропической зон нередки случаи похищения младенцев дикими животными. Либо маленькие дети сами уходят в лес и не могут найти дорогу обратно.

Социальная изоляция в раннем возрасте приводит к умственной деградации, получившей в научных кругах название «синдром Маугли».

Клиническая картина заболевания

Дикие дети-маугли (фералы от латинского feralis – погребённый), копируют повадки «приёмных родителей», в роли которых чаще всего выступают волки, собаки и обезьяны. При попытке наладить контакт, выказывают панику и агрессию: пытаются укусить, поцарапать, нанести травму.

Оторвавшись от себе подобных в раннем возрасте, «человеческие детёныши» передвигаются преимущественно на четвереньках и едят только сырую пищу. Свои эмоции они выражают не плачем, а звуками: лаем, рёвом, визгом, шипением, воем. Не умеют смеяться и пугаются открытого огня.

Долгое пребывание бок о бок с дикими зверями отражается на внешности «Маугли». Их скелет, особенно конечности, деформируются: кисти напоминают скрюченные птичьи лапы, ноги полностью не выпрямляются. На коленях от бегания на четвереньках образуются массивные мозоли, челюсти непропорционально развиваются, зубы становятся острыми, как у хищников. Передвигаются такие дети с огромной по человеческим меркам скоростью, обладают большой ловкостью и развитыми органами осязания: слухом, зрением, обонянием.

Важно: после поимки и попыток социальной адаптации, люди, выращенные животными, редко смиряются с новыми условиями существования и быстро умирают. Судьба оставшихся в живых не менее печальна – их ждёт прозябание в домах для умственно отсталых до конца своих дней.

Научное объяснение феномена «диких детей»

Тому, что «маугли» в реальной жизни не могут, подобно герою Киплинга, стать людьми в полном смысле этого слова, есть научное объяснение. Они находились в обществе животных в тот момент, когда формируются важнейшие навыки:

  • речь;
  • поведенческие стереотипы;
  • пищевые привычки;
  • самоидентификация личности.

То есть в период между 1,5 и 6 годами, который ещё называют сензитивным. Как следствие, их интеллект вместо активного развития деградировал, уступая дорогу первобытным инстинктам выживания. Опорно-двигательный аппарат также претерпел необратимые изменения, отчего ходьба на двух ногах без дополнительной опоры становится почти невозможной.

Важно: после начала периода полового созревания, примерно с 12 – 14 лет, людей с синдромом маугли можно только дрессировать, заставляя заучивать слова или движения. Но самостоятельной, осознанной личностью они уже не станут.

Шансы на реабилитацию значительно возрастают при попадании в социальную изоляцию после 3, а ещё лучше 5 лет. И реальные истории людей, воспитанных в исключительных условиях, доказывают верность этой гипотезы.

Самые известные «человеческие детёныши»

Первыми в мировой истории детьми-маугли можно считать близнецов Ромула и Рема. По легенде, их родила царственная весталка Рея Сильвия от бога войны Марса. Братьев отняли у матери и бросили в Тибр, но им удалось выжить, а волчица вскормила младенцев своим молоком.

Близнецы остались абсолютными людьми, а Ромул даже основал Рим. Считается, что он немало сделал для становления и процветания «Вечного города». За давностью лет отделить правду от вымысла сложно, но исход младенческих странствований Ромула и Рема можно назвать благополучным. Их собратьям по несчастью, чьи имена тоже остались в истории, повезло намного меньше.

Неизвестный мальчик, по виду и поведению напоминавший дикое животное, был пойман жителями департамента Аверон, на юге Франции в 1800 году. По описаниям современников, он питался кореньями и овощами, украденными с огородов местных жителей, передвигался на четвереньках и не носил одежду. Найдёныш, в возрасте около 12 лет, не разговаривал и не воспринимал обращённые к нему вопросы.

Мальчик 8 раз убегал от людей, пытавшихся дать ему приют, но его вновь ловили и пытались «приручить». Наконец, маленького дикаря передали студенту-медику Жану Итару, который задался целью вернуть своего подопечного к нормальной жизни. Методики, применяемые молодым врачом при обучении Виктора – так назвали найдёныша из Аверона, до сих пор используют психологи при работе с умственно отсталыми детьми.

Мальчик стал адекватно реагировать на поведение окружающих и даже произнёс два слова, в остальном же, изъяснялся жестами. Посвятив попыткам социализировать подростка 5 лет, Итар передал его на попечение своей экономки. Виктор умер 40-летним мужчиной, так и не сумев адаптироваться в человеческом обществе.

Постфактум была выдвинута версия, что мальчик изначально страдал аутизмом, за что в 2 года от него отказались родные.

По мотивам этой истории снят фильм «Дикий ребёнок».

Есть предположения, что рассказ о Маугли Киплинг написал, основываясь на реальных событиях из жизни индийского мальчика-волка, обнаруженного охотниками штата Уттар-Прадеш в 1872 году. В те времена фералы не были редкостью в стране, где джунгли и саванна занимают большие площади, вплотную подходя к человеческому жилью.

Увидев, как у звериного логова в компании волчат резвится 6-летний малыш, охотники не удивились. Выгнав с помощью дыма и убив хищников, они взяли «находку» с собой и передали местному священнику отцу Эрхардту. Миссионер назвал мальчика Дина Саничар (на урду эта фамилия означает «субботу») и попытался цивилизовать его. Малыш перемещался только на четвереньках, выл по-волчьи и отвергал любую приготовленную пищу, предпочитая сырое мясо с костями.

Впоследствии Саничар смог носить одежду, хотя делал это крайне небрежно и даже передвигался в вертикальном положении, но его походка оставалась неуверенной. Говорить «мальчик-волк» не научился. Единственное, что он перенял у людей – привычку курить, отчего и умер, заболев туберкулёзом в 34 года. Всё это время он прожил одиноко в миссионерском приюте.

Ещё одна история выращенных волками детей-маугли. Девочек из Индии нашли неподалёку от города Пашимбанга в 1920 году. Крестьяне были напуганы двумя призраками, которые появлялись по ночам вместе с волчьей стаей и сообщили об этом миссионерам.

Управляющий местным сиротским приютом Джозеф Лал Сингх отправился в лес, чтобы узнать причину странного явления. Выследив волчье логово, он заглянул туда и увидел свернувшихся клубком девочек, мало напоминавших человеческие существа. Лесных детей назвали Амала и Камала. Первой к моменту находки было 18 месяцев, второй – около 8 лет. Обе дикарки демонстрировали поведение, типичное для фералов.

Взявший над ними «шефство» Сингх, вёл дневник, где описывал жизнь своих подопечных. Амала через год умерла от инфекции почек. Её сестра или скорее «товарищ по несчастью» долго горевала, выражая эмоции не только волчьим воем, но и слезами. Однако после гибели младшей девочки, старшая больше привязалась к людям, научилась прямохождению и нескольким словам. В 1929 году Камала умерла от почечной недостаточности.

Существует версия, что история девочек-волков – всего лишь фальсификация, поскольку кроме Сингха о них никто и нигде не упоминает.

Когда этому уроженцу Уганды исполнилось 3 года, на его глазах отец жестоко расправился с матерью. Напуганный мальчик скрылся в джунглях, где попал под покровительство стаи карликовых зелёных мартышек – верветок. В 1991 году, когда Джону исполнилось 6 лет, его заметила на ветке дерева некая Милли, жительница близлежащего посёлка, собиравшая в лесу дрова.

Добросердечная женщина забрала найдёныша в свой дом, где, несмотря на отчаянное сопротивление, отмыла и привела в порядок. Оказалось, что у Джона развился гипертрихоз, то ли от долгого пребывания в дикой природе, то ли на нервной почве. Когда мальчика накормили горячей пищей, он чуть не погиб, поскольку организм, привыкший к сыроядению, отказался принимать варёные продукты. Кроме того, у малыша обнаружили гигантских ленточных червей до 1,5 м в длину.

Позднее Джона передали на реабилитацию в семью основателей детской правозащитной ассоциации – Пола и Молли Вассва. Поскольку первые годы жизни мальчик-обезьяна провёл среди людей, он сумел частично социализироваться. По прошествии 10 лет, Джон не только вписался в общественную жизнь, но и стал солистом хора «Жемчужины Африки», с которым гастролирует по западным странам.

Героиню следующей истории в 1954 году похитила из родной деревни банда колумбийских работорговцев и по непонятным причинам бросила в джунглях. Трудно пришлось бы 4-летней девочке, если бы её не приняли в стаю обезьяны-капуцины. За несколько лет пострадавшая забыла человеческий язык и переняла многие повадки своих спасителей.

Затем её изловили местные браконьеры и продали в бордель города Кукута на северо-востоке Колумбии. Слишком юная, чтобы обслуживать клиентов, Марина выполняла обязанности прислуги, пока однажды не сбежала и не начала вести уличную жизнь.

Собрав собственную банду малолетних нищих, девочка промышляла воровством и мошенничеством, а через время попала в семью мафиози, где превратилась в сексуальную рабыню. К счастью, 14-летнюю Марину спасла соседка Маруджа и отправила жить к своей дочери в Боготу. Позднее девушка вместе со своими покровителями выехала из страны, обосновавшись в английском городе Брэдфорд.

Марина не знает, как её зовут на самом деле. Она вышла замуж, родила двоих детей и написала автобиографическую книгу «Девушка без имени», где рассказала о своих приключениях.

Одна из самых известных детей-маугли нашего времени. Жительница украинского села под Херсоном, родившаяся в 1983 году, попала в мировые средства масс-медиа из-за своего странного «собачьего» поведения. Когда девочку в возрасте 8 лет обнаружили журналисты, она с лаем бросалась на них, а затем бегала на четвереньках, лакала воду из миски и совершала другие аналогичные поступки.

Выяснилось, что родители Оксаны – алкоголики, совершенно не заботившиеся о дочери. В раннем детстве девочка нередко ночевала во дворе, прячась от холода в собачью конуру. Псы относились к беспомощной малышке заботливо, а она вела себя с ними как «своя».

1 vote )
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.