Раз словечко, два словечко: когда ребенок начинает говорить? Что означает, когда младенец сжимает кулачки и дрыгает ножками

Дети младше трех лет, как правило, говорят о себе в третьем лице («Возьми Машу на ручки», «Коля не хочет кушать»). Такая форма объясняется тем, что они еще не осознают себя как личность. Кроме того, многие родители, общаясь с малышами, сами говорят о себе в третьем лице («Иди к маме!»), и те на первых порах копируют их. Говорить о себе в первом лице ребенок начинает после кризиса трех лет , когда он начнет осознавать свое «Я».

Когда ребенок начинает говорить о себе в первом лице?

Это происходит ближе к трем годам. Именно к этому возрасту малыш впервые понимает, что он - это именно он, и начинает говорить о себе не «Саша идет гулять», а «Я иду гулять». До этого он отрицает обращение к себе в иной форме («Я не “ты”, а Саша!»). К трем годам у ребенка начинает формироваться самостоятельность и независимость, и в его самосознании происходит радикальное изменение - он начинает понимать: «Мальчик Саша - это я».

Почему ребенок в три года не говорит о себе «Я»?

Строго определенной возрастной нормы не существует, ведь в кризис трех лет каждый ребенок входит индивидуально: кто-то в два с половиной года, а кто-то - ближе к четырем. Однако если все сроки кризиса миновали, а малыш по-прежнему говорит о себе в третьем лице, то в этом случае можно предположить у него задержку нервно-психического развития. Обязательно стоит показать ребенка детскому психологу.

Как лучше обращаться к ребенку — в первом или третьем лице?

В тех семьях, где взрослые с самого начала обращаются к детям в первом лице, и точно так же говорят о себе, малыши минуют «стадию третьего лица», сразу начиная осознавать себя как «Я». В таких случаях, как правило, у ребенка намного легче проходит кризис трех лет (обычно он сопровождается различными проявлениями негативизма: упрямством и даже агрессивностью). Такие дети вырастают более общительными и независимыми, у них больше уверенности в себе, им с раннего детства присуще чувство собственного достоинства.

С маленьким ребенком часто происходят неприятности. Проблемы появляются иногда совсем ниоткуда. Может поэтому, так часто верят в то, что ребенка сглазили.

Чтобы проблем с детьми, особенно с маленькими, было меньше, предлагаем обратиться к приметам. Вы можете прислушаться к ним, а можете и не прислушиваться. Помните, приметы и обычаи появлялись на протяжении многих лет, и много поколений применяли их в своей жизни.

После вечернего купания ребенка не нужно выливать воду до утра, чтобы не принести ребенку вреда. Часто люди не только восхищаются красивым и здоровым ребенком, но и завидуют.

Если хотите оградить от порчи и сглаза вашего ребенка, то три раза оближите ему лицо, при этом каждый раз сплевывайте на землю. До исполнения ребенку одного года не подносите его к зеркалу. Иначе, он начнет разговаривать позднее других детей.

В случае, когда ребенок долго не начинает ходить, помойте его отваром, сделанным из соломы. Эту солому нужно взять из трех скирд, причем чужих и ночью.

Если малыш встал первый раз на ножки, то ножом или топором обрубите пол крест-накрест, то есть то место, которое находится между ног ребенка. Считается, что это избавляет ребенка от пут, которые до сих пор его связывали. К тому же, в жизни ему не встретятся беды и горести, идти по жизненному пути он будет уверенно и легко. Не давайте целоваться ребенку, и он не будет немым. До исполнения года ребенку не шейте рубаху из новой ткани. Если у ребенка редкие зубы, то он будет счастлив в жизни.

Рожденный в «сорочке»

«Родился в сорочке» - это не аллегория, а факт. «Сорочкой» в этом случае является часть детского места внутри матки в виде тонкой пленки. В Англии она носит название

«Благословенной шапочки», так как находится на голове новорожденного. Говорят, что сорочку нужно хранить всю жизнь, и тогда ребенок, который в ней родился, будет всю жизнь счастлив и не утонет. Эта примета породила другую: на Руси новорожденного ребенка заворачивали в отцовскую рубаху, обязательно ношенную. Считалось, что это принесет ему счастье. В наше время эта примета приобрела еще одну последовательность. Малыша после рождения кладут на живот маме, чтобы ее тепло дало ему силы.

Седьмой ребенок

Считалось, что не только дети, рожденные в «сорочке» имеют какие-то особенные способности. Ими обладают так же те, кто родился седьмым ребенком в семье. А уж если у седьмого сына родился седьмой сын, или у седьмой дочери родилась седьмая дочь, то такой ребенок наделен даже магическими способностями. Этому ребенку приписывали дар предвидения и дар исцеления. Если ребенок в будущем выберет профессию врача, то лечить он сможет, даже просто прикасаясь к больному, или дав ему выпить воды. У такого врача будут выздоравливать все его пациенты. Единственно, чем нельзя злоупотреблять, это часто использовать свою целительную силу, так как при этом передается собственная энергия.

Отцовский плащ и материнская юбка

Существуют в большом количестве приметы, которые связаны с тем, какого пола ребенок и как он связан с матерью или отцом. Например, защитой для мальчика в старину считали материнскую юбку, отцовский плащ защищал девочку. Верили, что если мальчик похож на мать, то он будет счастливым, а счастливая девочка та, которая похожа на отца.

Волшебные ноги

Приписывали дар исцеления людям, которые рождались вперед ногами. Они способны лечить прикосновением, причем, прикасаются они своими ногами. Лечат они болезни спины, ног и различные травмы. Некоторые народы считают, что и мать такого младенца способной вылечить других при помощи своих ног. Разные народы по-разному относятся к энергии ног. Знатоки фен-шуй думают, что у человека ноги обладают «тяжелой» энергией.

Полная луна

Детям, рожденным в новолуние или в первых числах месяца, предсказывается долголетие и счастливая жизнь. Удачу и здоровье обещают детям, которые родились в полнолуние. С полной луной связывают «полноту жизни» и концентрацию всех сил, что в понимании некоторых и есть счастье. Некоторые мамы пробуют подгадать рождение малыша именно тогда, когда это нужно. Хотя дата родов всегда была непредсказуема. Поэтому не нужно отчаиваться, человек в течение своей жизни не раз получает возможность стать счастливым.

Шуба из меха

От старания родителей зависит благополучная жизнь их ребенка. Чтобы обеспечить благополучную жизнь новорожденному, его клали сразу же после рождения на шубу из натурального меха. Когда несли ребенка крестить в церковь, его оборачивали кожухом или меховой шубой.

Ложка из серебра

Лучшее, что могли подарить младенцу – это ложка из золота или серебра, которую ненадолго кладут в рот новорожденному. Во многих странах считают, что это сделает ребенка богатым. Существует еще поверье на богатство: если впервые навещают ребенка, то под одежду младенцу кладут денежку. Эта примета вполне практична. Для новорожденного нужно много приданного, и подарки деньгами компенсируют родительские расходы. То есть друзья и близкие делают все, чтобы родившийся ребенок не был в тягость семье.

Открой личико!

В наше время торжественная выписка из роддома отмечается всеми родственниками. Этот обычай произошел от обычая устраивать «свадьбу жизни» новорожденному. Все радовались рождению ребенка, пели и угощались, желали малышу всего хорошего. Делали это для того, чтобы духи видели, как все радуются и помогали оградить ребенка от болезней и горестей. Но показывали ребенка только близким людям, чтобы его не «сглазили». Прятали от посторонних до того, пока ребенку не исполнится 40 дней или 6 недель.

Вверх по лестнице

Много внимания в приметах обращалось на то, какие первые действия были совершены по отношению к новорожденному. Если ребенка после рождения пронесли по лестнице вверх, а не вниз, то он сделает в будущем хорошую карьеру.


Реки из молока

Чтобы у мамы в груди было много молока и чтобы уберечь от «сглаза» ребенка, воду в ванночке для купания в первый раз забеливают молоком. Можно так же отогнать «сглаз» тем, что положить в ванночку серебряную вещь, только не крестик. Не рекомендуется купать новорожденного в воскресенье и в пятницу. Нельзя простирывать пеленки и мыть руки в воде, которую использовали для купания ребенка.

Первый поцелуй

Малыша целуют многие. Следите, чтобы первым его поцеловал хороший человек, чтобы он был добрый и уважаемый, так как в будущем он будет влиять на жизнь малыша.

Влияние имени на судьбу

Считают, что от имени зависит счастье, удача и богатство человека. Не рекомендуют называть ребенка именем, которое уже есть у одного из членов семьи. Ангел – Хранитель может людей перепутать и охранять не того человека. Советуют называть именем родственника, которого уже нет в живых, если только судьба у него была хорошая. Считается, что если называть в честь кого-то, то ребенок перенимает не только имя, но судьбу и черты характера. Поэтому давали имена людей здоровых, счастливых, красивых и удачливых.

Ангел – Хранитель

Ангел-Хранитель появляется у ребенка только после освящения и наречения в церкви. До крестин никому не говорили имя новорожденного. На Руси ребенку даже давали тайное имя, которое считали настоящим. Настоящее же имя скрывали всю жизнь, боялись колдовства. Так было до 17 века. И в наше время в некоторых странах дети носят несколько имен.

Над колыбелью не вешали балдахин, так как считали, что Ангел-Хранитель стоит за правым плечом младенца, когда он спит. Современные мамы не всегда это соблюдают. Они считают, что балдахин защищает малыша от сквозняка и солнечного света, когда он спит. И хотя балдахин собирает пыль, он очень красиво выглядит.

Кума – кум

На Руси издавна считали крестины новорожденного большим праздником. Сидя за столом, тост, провозглашенный за здоровье ребенка, произносили так: «Чтоб так подпрыгивал наш (имя)!». При этом содержимое рюмки выплескивали вверх. Считалось, что от этого ребенок станет высоким. Крестными ребенка нельзя брать жениха с невестой, иначе их свадьба сорвется, и они не поженятся. Если крестный заглянет в церковную купель во время крещения, то малыш будет походить на своего крестного, даже если они не родственники.

Расти большой

Раньше считали, что на красоту ребенка могут повлиять сами родители. Съеденная горбушка только что испеченного хлеба влияла на то, чтобы у ребенка волосы кудрявились. Чтобы у новорожденной девочки кожа была ровной, белой и нежной, ее купали в белье, которое было белым.

Когда ребенок ползет или лежит, через него перешагивать нельзя, иначе он не вырастет. Чтобы малыш рос здоровым, нельзя доедать за ним хлеб.

Приданное

В некоторых странах есть поверье, что нельзя качать колыбель, если она пустая, так как с ребенком может случиться что-то плохое. Есть примета, что если качают, то вскоре родится второй ребенок. Для тех, кто хотел бы родить еще ребенка, есть такая примета: если вещи подросшего ребенка подарить или раздать кому-то, то скоро родится еще малыш: братик или сестренка. А если, наоборот, в доме хранятся вещи и колыбель ребенка, то мама не скоро забеременеет. Малышу нужно покупать новые вещи, так как старые притянут неприятности от своего владельца. Поэтому, если вам дарят поношенные вещи, то нужно хотя бы немного заплатить за них.


Нельзя целовать пяточки

Существуют забавные приметы, связанные с развитием малыша. Например, ногти не стригут, пока ребенку не исполнится один год; нельзя целовать пяточки, иначе пойдет поздно; если целовать щечки, то зубки прорежутся поздно; если будешь рыбой кормить, то не заговорит; вместе с ним смотреть в зеркало приносит бедность. Не стоит серьезно относиться к этим приметам. Бывает, что у ребенка уже с рождения длинные ногти, да и растут они очень быстро. Так же с рыбой, ее обязательно нужно вводить в рацион ребенка.

Первый зубик

Еще в древности считали, что у ребенка переходный период, когда прорезываются зубы. Чтобы он не подвергался опасностям, его защищали с помощью амулетов, таких как: коралловые изделия; ожерелье из полосок шелка красного цвета, все девять полосок которого перевязаны через равные промежутки узлами. Есть такая примета, если у ребенка первыми прорезались верхние зубки, то родится погодок. Если же вверху между зубами просовывалась монетка, то ребенок вырастет человеком успешным, симпатичным и с легким характером.

Чтобы облегчить прорезывание зубов, сделать эту процедуру безболезненной, нужно родственникам или друзьям подарить ложечки из серебра родителям малыша.

Щепотка соли

Чтобы защитить новорожденного, еще не крещеного ребенка, в его колыбель клали чеснок, предмет из железа или немного соли. Для защиты младенца от нечистой силы и ведьм в ножку колыбели втыкали нож или над изголовьем вешали крест из рябины. Старые люди рекомендуют не оставлять во дворе на ночь детские вещи, которые постирали, так как на них злые духи могут навести порчу.

Страстная Пятница

Если ребенка перестают кормить грудным молоком, то это означает, что он начал взрослеть. И отнимать от груди ребенка нужно тогда, когда хороший день. Нельзя, чтобы стрессовая ситуация сказывалась на его дальнейшей судьбе негативно. По православным традициям лучший день для этого – страстная Пятница, а вот простая пятница не подходит.

Если вы отнимите младенца от груди во время перелета птиц, то у него будет характер переменчивый, а сам ребенок будет беспокойным. Если вы хотите вводить в питание прикорм, то мама должна вылить немного своего молока или в воду или в огонь. Тогда для ребенка и мамы разрыв произойдет безболезненно. Чтобы судьба и характер малыша не портились, нельзя снова начинать кормить грудью, если вы уже бросили это делать.

Наумов день

В старину существовали особые дни, которые называли «детские», об этом знали во всех многодетных семьях. По русскому обычаю ребенка начинали учить в Наумов день, чтобы ему все пошло на ум.

Как избавить ребенка от навязчивых привычек и не приобрести новые.

Бывает, годовалые дети поднимаются в своей кроватке и начинают упрямо биться головой о стену. Родителей, разумеется, пугает такое необъяснимое и безрассудное поведение, не говоря, уже о том, что они опасаются, как бы малыш не повредил себе этим. Несмотря на то что такое может продолжаться иногда в течение целого года и даже дольше, еще не было случаев, когда бы отмечались какие-либо серьезные последствия подобных действий.Психологи, как и родители, теряются в догадках о причинах такого поведения детей. Они склонны думать, что в целом это признак нервно-психической неуравновешенности, которая проявляется и другими способами - ребенок требует, чтобы его укачивали, баюкали, сосет одеяло, сосет палец и даже занимается мастурбацией. Вс...

3 комментариев

Больше всего нам досаждает, когда дети в семье ссорятся и дерутся. Это не только неприятно и действует на нервы, но и огорчает - выходит, они не могут жить мирно. Остается утешаться тем, что со временем враждебность у детей почти всегда ослабевает. Кроме того, следует иметь в виду, что желание драться - это далеко не всегда признак ненормальности ребенка. Напротив, речь идет о явлении, длящемся очень долго, которое, вполне возможно, было характерно и для нас в первые годы нашей жизни. Тут стоило бы со всей искренностью спросить себя: «А как теперь складываются у меня отношения с братом и сестрой?» В этой ситуации можно дать такой совет - чем меньше родители будут реагировать на ссору или драку своих детей, тем правильнее поступ...

0 комментариев

Большинство из нас вскипает гневом, когда уличает ребенка во лжи. Это открытие столь сильно ранит нас еще и потому, что в ту минуту мы, как правило, оказываемся бессильными что-либо предпринять. Разумеется, спустя какое-то время свою бурную реакцию мы оправдываем тем, что ложь - поступок непростительный и, если не обращать на него внимания, вредно отразится прежде всего на самом ребенке. Однако мы ведь в детстве тоже лгали и, наверное, говорим иной раз неправду и сейчас. Самой природой предопределено, что дети рано или поздно начинают лгать, и не нужно считать это каким-то необыкновенным или аномальным явлением. Поэтому из всех способов пресечь подобное явление самый бесполезный и наименее рекомендуемый - пытаться запугать детей. ...

0 комментариев

У некоторых детей возникает привычка сосать одеяло, крепко прижимать его к себе, прикладывать к лицу. Они делают это обычно, ложась спать, причем настолько привязываются к одеялу, что не хотят расставаться с ним, даже когда оно требует стирки или его нужно выбросить, так как совсем обветшало. Ребята просто не могут себе представить, как можно сменить одеяло, и, несмотря на протесты родителей, ложатся спать только когда их укроют столь любимым предметом. И хотя такая привычка особенно раздражает родителей, она не ведет ни к каким серьезным последствиям для малыша и может сохраняться даже до 8 или 10 лет, а потом проходит, не оставив никаких следов. Точно неизвестно, отчего она появляется, но можно дать некоторое общее объяснение...

0 комментариев

Сосание большого пальца - очень распространенное явление среди детей, и обычно мы нисколько не беспокоимся по этому поводу. И все же нельзя пренебрегать и такой темой - надо постараться предупредить эту привычку и устранить ее. Беда в том, что нам быстро надоедает, когда наши настойчивые замечания не дают результатов, и тогда мы начинаем обращаться с ребенком так, будто он сосет большой палец нарочно. Госпожа К. подобным образом и вела себя со своим 4-летним сыном. Всякий раз, когда она видела у него во рту большой палец, она приказывала ему вынуть его. Однако через минуту палец снова возвращался в рот. Отчаявшись, она кричала на сына, наказывала, обвиняла в том, что он не слушается ее, не хочет быть послушным и заставляет выхо...

Когда ребенок сосет большой палец или одеяло, когда ребенок говорит неправду, когда дети дерутся, когда ребенок грызет ногти или бьется головой об стену: то есть начинает делать что-то, не поддающееся, с нашей точки зрения, объяснения, мы начинаем искать решение этих проблем. Возможно, здесь найдутся ответы на некоторые воспросы.


Любых родителей волнует вопрос: когда ребенок начинает говорить? Ведь овладение речью - это важнейшая задача, с которой предстоит справиться малышу. Сделать это не так уж просто: нужно научиться воспринимать отдельные слова, повторять их и соединять во фразы. Взрослые должны помогать крохе. Зато какое счастье услышать впервые «мама» или «папа»!

Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Прежде чем сравнивать своего ребенка с ровесниками, стоит вспомнить: все дети индивидуальны. Это значит, что сроки появления осмысленной речи могут отличаться. Но все же важно следить за развитием малыша, чтобы не упустить какую-либо проблему. Большинство специалистов сходятся на том, что первые слова карапуз произносит в период с 10 до 12 месяцев, а словосочетания и предложения – в возрасте около двух. С рождения и до момента полноценного овладения речью пройдет несколько этапов.

Гуление и лепет

В первые два месяца малыш все свои эмоции может выражать исключительно плачем, разве что с разными интонациями. Ближе к трем месяцам появляется первое словечко - «агу». Гуление возникает благодаря случайным позициям, которые занимают губы, язык, гортань, то есть органы, входящие в голосовой аппарат. Оно происходит одинаковым образом у всех младенцев мира. Начиная с этого возраста с грудничком надо стараться побольше разговаривать. Не надо думать, что он ничего не понимает. Главное, он будет привыкать к звучанию родной речи, а немного позже - копить пассивный словарь.

После полугода гуление переходит в лепет. Карапуз начинают выговаривать и повторять простые слоги - ма, ба, да и другие. В это время малыш, можно сказать, настраивается на особенности того языка, на котором разговаривают окружающие взрослые. А если до восьми месяцев нет признаков лепета, то это повод проверить слух младенца.

Приблизительно после восьми месяцев лепет начинает меняться. Он становится более продолжительным, эмоционально окрашенным, слоги повторяются по несколько раз. Часто в этот период родители ошибочно радуются, считая, что малыш сказал первые слова. Но в большинстве случаев многократно повторенное «мама» или «папа» не несет никакого смысла. Ребенок просто повторяет слоги за взрослыми и тренирует свой речевой аппарат.

Зато у него появляется заметное понимание некоторых слов. Например, если мама постоянно проговаривает названия предметов с карапузом, то он на очередной вопрос «где часы?» повернет голову в их направлении. Также он с удовольствием подражает взрослым в простых действиях - пробует пить из чашки - и очень радуется, когда его понимают.

Когда ребенок начинает говорить «мама» и «папа»

А вот после 10 месяцев многие дети начинают говорить уже осмысленные слова. Чаще всего они состоят из двух одинаковых слогов, например, «мама», «папа», «баба», или состоят из одного слога: «дай», «на». Произношение их может быть несовершенно, но вполне узнаваемо. К тому же, говорит ребенок их не случайно, а в определенных ситуациях: слово «мама» может произноситься, когда она входит в комнату или выходит из нее.

Часто от врачей на вопрос, сколько слов должен говорить малыш к концу первого года жизни, можно услышать, что должно быть около 20 звукоподражательных слов. Это не только «мама» и «папа», но и конструкции типа «гав-гав», которое означает собаку, или «тик-так», заменяющее часы. Но если их меньше или даже нет, это еще не повод паниковать - скорее всего, карапуз вскоре догонит нормы.

В период после года ребенок быстро пополняет свой пассивный словарь. То есть, не имея еще возможности выговорить название предмета, он способен понять, о чем ведет речь взрослый. Кроха выполняет простые задания: дает мяч на просьбу старшего. У малыша появляется и часто используется указательный жест. Он сопровождается особыми требовательными интонациями. Годовалый карапуз раз за разом показывает на какую-либо вещь, ожидая, что взрослый будет произносить ее название. Таким образом он осознает, что один и тот же предмет всегда называется одинаково, а вот у остальных другие названия. Он запоминает все больше новых слов, и это важнейший этап в развитии. До появления активной речи при этом может пройти несколько месяцев.

Если у малютки нет неврологических заболеваний или проблем со слухом, то ответ на вопрос, когда ребенок начинает говорить, - 1,5 года. Чтобы это произошло, мама и папа должны выполнять простое условие: много разговаривать с малышом с первых месяцев жизни, обязательно правильно выговаривая слова. Сюсюканье способно замедлить развитие речи и вызвать проблемы в будущем. При этом дети могут по-разному учиться говорить. Одни не спешат с фразами из двух и более слов, зато хорошо выговаривают даже сложные звуки. Другие рано начинают произносить предложения, но их речь способны понять только самые близкие люди. И то, и другое можно считать вариантом нормы. Также стоит знать, что чаще всего мальчики начинают болтать позже девочек.

В 1,5 года в активном словаре малыша уже несколько десятков слов. Часто в этом возрасте он начинает задавать вопрос «что это?». К двум годам его речь заметно улучшается. Он лучше выговаривает звуки, его лексикон включает около 300 слов, используются наречия и глаголы. На третьем году жизни появляются настоящие предложения, в которые входят вопросительные слова, предлоги, прилагательные. К концу этого года ребенок научится использовать местоимения и соединительные союзы. Это завершающий этап формирования речи, но дальше предстоит ее совершенствование.

Во сколько дети начинают говорить первые слова

Можно сделать вывод, что ответ на вопрос, во сколько малыш заговорит, - около года. Именно в 12 месяцев появляются первые слова. Не надо их путать с лепетом, из которого они происходят. Грань между ними не всегда легко определить, но все же, если внимательно наблюдать за малышом, ее можно уловить.

Такие слова очень просты, они не содержат ударный слог. Обычно дети стараются обозначить наиболее важные и привычные вещи или действия. При этом пассивный словарь копится более активно. К году некоторые малыши могут сказать пару слов, например, «мама» или «папа», другие - 10-20, но это все вписывается в норму. Главный критерий: ребенок должен понимать обращенную к нему речь.

Чтобы малыш быстрее заговорил, родители не должны спешить выполнять его просьбу, если она сопровождается только жестами или мычанием. Нужно попросить его выразить свое желание словом.

Активная речь формируется скачкообразно. В год кроха усваивает лишь от 1 до 6 слов ежемесячно. Этот этап может длиться достаточно долго. Затем происходит скачок в развитии, и количество новых слов, которые ребенок усваивает в неделю, увеличивается до 12. Через некоторое время происходит еще один скачок, и малыш за день запоминает около 12 слов. На этой стадии пассивный и активный словари уравниваются, дальше они пополняются одновременно.

После полутора лет дети начинают все больше словечек выговаривать правильно, а не на своем языке. К 2 годам они могут соединять два и больше слов вместе. Если этого не происходит до двух с половиной лет, то рекомендуется обратиться к специалистам.

Почему может возникнуть задержка речевого развития

Родителям свойственно бросаться в крайности. Одни переживают, что ребенок в 1,5 года стихи еще не рассказывает. Другие, напротив, спокойно ожидают, когда карапуз заговорит сам, не задумываясь, в каком возрасте он должен был это сделать, хотя ему уже 4 года. Нужно придерживаться золотой середины. Не следует требовать от ребенка слишком многого, надо помнить, сколько ему лет. В то же время нельзя игнорировать существующую проблему, ведь задержки в развитии лучше начинать исправлять в раннем возрасте. Хотя большинство логопедов занимаются с детьми от трех лет, проблема может требовать медицинского вмешательства. Тогда чем младше ребенок, тем быстрее пройдет восстановление.

Речевые задержки встречаются не так уж и редко. Они могут быть вызваны самыми разными причинами.

  • Наследственностью. Вполне возможно, что кто-то из родителей начал поздно говорить, а малышу передалась эта особенность.
  • Проблемы, связанные со слухом или развитием речевого аппарата. Возможно, они недостаточно развиты, устанавливать это должны специалисты.
  • Неврологические нарушения, вызванные гипоксией в родах или некоторыми заболеваниями.
  • Короткая уздечка.
  • С крохой редко разговаривают.
  • Малыш - непоседа. Он спешит исследовать мир, его физическое развитие опережает речь.
  • Напряжение в семье. Дети чутко реагируют на настроение родителей, что сказывается на их развитии.
  • Ребенок растет в двуязычной семье. Часто так называемые дети-билингвы начинают говорить поздно, зато сразу на двух языках.

Так что, во сколько карапуз заговорит, в каком возрасте, зависит от самых разных причин, в том числе от его от его индивидуальных особенностей. Но некоторые признаки могут указывать на задержки речевого развития.

  • Годовалый малыш не произносит ни одного слова, даже звукоподражательного.
  • В 1,5 не откликается на свое имя, не знает название предметов - не реагирует, если его просят что-то назвать или принести.
  • В 2 года не повторяет слова за старшими, не может составить словосочетание хотя бы из двух слов.
  • К 2,5 годам не знает части тела и не различает цвета.
  • В 3 года не может составить предложение из нескольких слов, не понимает несложных рассказов.

По отдельности эти симптомы могут ничего не означать, но стоит обратить внимание на них и показать ребенка специалистам.

Как помочь малышу заговорить

То, когда ребенок начинает говорить, во многом зависит от родителей. Малышу обязательно нужно помогать.

  • Как можно больше разговаривать с ним, сколько угодно раз проговаривая свои действия. Слушая речь мамы и папы, он пополняет свой пассивный словарь, запоминает артикуляцию. Стоит сопровождать ежедневные занятия песенками и потешками, такой текст легко воспринимается.
  • Лучше использовать короткие фразы, сложные предложения кроха проигнорирует.
  • Рекомендуется подражать агуканью и лепету малыша. В этот момент он должен видеть лицо мамы, таким образом у него будет устанавливаться связь между звуками и их произношением.
  • Не нужно сюсюкать, речь должна быть внятной и правильной. Но можно, проговаривая предметы, использовать два названия: полное и звукоподражательное. Например - это собака, ав-ав. Тогда малыш сможет активно использовать слово, которое ему легче произнести. А со временем он перейдет к полной форме.
  • Полезно читать детям книги. Конечно, надо выбирать их по возрасту. Хороши потешки, короткие стишки с понятным смыслом. Годовалому карапузу, скорее всего, будет интересно рассматривать картинки. Немного позже нужно побуждать его называть предметы, изображенные на картинках. После полутора лет - стимулировать заканчивать строки в стихотворениях.
  • Очень важно достаточно внимания уделять мелкой моторике. Она напрямую связана с речью. Поэтому обязательно нужно заниматься с малышом: давать ему перебирать крупу, лепить с ним и рисовать, нанизывать бусины. Подойдут любые развлечения, в которых задействованы руки, полезно даже просто рвать бумагу. Не менее полезны и массаж ладоней.

Зная, в каком возрасте ребенок должен заговорить, мама и папа смогут не упустить ничего важного в развитии малыша. Если в год не так важно, сколько слов дети говорят, то в 3 уже должна быть настоящая речь. Если есть сомнения в том, что карапуз соответствует нормам, то стоит обратиться к специалистам.

Мама учится понимать своего ребенка с самого рождения. Желания новорожденного пока вполне предсказуемы: он хочет кушать, замерз или ему пора поменять подгузник, но иногда узнать, что беспокоит кроху очень непросто.

Через две-три недели родителей ждет награда за бессонные ночи – младенец начнет улыбаться и стремиться к обществу. До первого простого слово ребенка и полноценного общения еще далеко - ни один педиатр точно не знает, в каком возрасте дети начинают говорить.

Произнесение первого слова ребенком - знаковое событие для семьи, которого родители ждут с нетерпением

Таблица развития речи

Четких сценариев речевого развития по месяцам не существует. В таблице приведены обобщенные сроки формирования словарного запаса у детей:

1-3 мес. Кроха активно агукает. Вначале он выдает протяжные звуки: «Аааа, уууу», затем слоги: «гуууу» «буууу»
4-5 мес. Младенец повизгивает, любит смеяться, петь – издавать протяжные звуки, меняя интонацию. Кроха начинает гулить: абу, апу
6 мес. Дитя реагирует на знакомые голоса, лепечет (проговаривает звуки: «ма», «та» и подобные)
7-8 мес. Младенец понимает фразы и просьбы («возьми уточку», «дай ручку»). Расширяется запас произносимых звуков. Кроха пытается подражать («Как лает собачка?» «Гав-гав», «А коровка?» «Муу»»). Кроха узнает некоторые предметы, ищет их взглядом, поворачивает голову
9-11 мес. Можно услышать новые звуки. Кроха проговаривает до 10 простых односложных фраз и звукоподражаний: «Ляля», «Баба», «Ко-ко», «Мяу»
1–1,5 года Любимое чадо может назвать членов семьи: папа, деда, баба. Может показать на картинке животных, части тела или лица. Играет в рифмованные стихи. Может повторять окончания простых стихов
2-3 года Детки понимают простые вопросы и выполняют просьбы, могут принести игрушки, свои вещи. Знают понятия «вверх» и «вниз», рассказывают простые стихи, сказки
3-4 года Ребенок активно общается со сверстниками и взрослыми людьми. Говорит простыми предложениями, может объяснить просьбу. Фразы хорошо понятны, звуки произносятся правильно


В 3-4 года детки уже активно общаются между собой, их речь становится осмысленной, новые слова быстро запоминаются

Это приблизительные, но общепринятые параметры. Если вы обнаружили значительные отклонения, стоит обратиться к специалистам – логопеду, неврологу, психологу, чтобы исключить задержку речевого и психического развития.

Первые занятия

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

В это время произносится первое слово маленького ребенка - «агу». Гулить младенец начинает в полтора месяца. Вначале это протяжные звуки: аааа, ууу, аууу. К трем месяцам появляются слоги «абу», «агу» и др. К полугоду кроха начнет петь, произнося звуки с меняющейся интонацией. К 6 месяцев появится лепет, а к 9 - и долгожданное «мама».

Гулит малыш только если ему комфортно. Убедившись, что он не голоден, ему тепло и сухо, присядьте рядом с ним, наклонитесь и тихо произносите звуки. Младенец обязательно вам ответит.

Разговаривать с новорожденным нужно ласково и с улыбкой, отвечая на все звуки, которые он произносит. Откликайтесь с улыбкой, а если крохе захочется пообщаться, откладывайте неотложные дела. Повторяйте агу, меняя сочетания звуков, и кроха будет повторять за вами.

Почему младенцы выбирают именно «агу»? Все звуки, произносимые новорожденными - гортанные. Звуки [а], [у] по артикуляции больше на «г-гу» или «г-ха», поэтому их воспроизведение легче дается младенцу. Сначала звуки произносятся рефлекторно, но после продолжительных тренировок, кроха начинает придавать эмоциональную окраску своему «агуу» в разговоре с родителями.



Первые «разговоры» младенца - это агуканье, при помощи которого грудничок выражает свои эмоции

Всегда ли «мама» – первое слово?

Мамы и папы ждут осознанных фраз от крохи с большим нетерпением. Когда ребенок начинает говорить, гордость переполняет молодых родителей. В лепете крохи долгожданное «мама» можно различить уже после 7 месяцев. Кроха еще не осознает значения этого выражения, просто сочетания звуков младенцу легко произнести.

Осознанно звать родителей детки будут только после года или даже позднее. При этом во многих книгах развития отмечено первое простое слово малыша - «дай», оказывается, оно гораздо полезнее, чем умение звать родителей.

С помощью игры можно помочь крохе поскорее сказать «мама». Выполняя любые действия, нужно проговаривать: «Мама кормит свою крошку, убирает, варит суп». Можно поиграть в прятки. Спрятать лицо за пеленку и спросить: «Где наша мама? Я здесь!». За игрой вы и не заметите, когда ваш ребенок начинает говорить «мама».

Становление осознанной речи

Как распознать слова в лепете? Порой сложно сразу сказать, когда маленький ребенок начинает говорить. Было ли это первое простое слово ребенка или еще лепет? Что это, часто повторяемые слоги, или уже осознанные фразы? Если вы обнаружите, что ваше чадо говорит: «дай» и показывает пальчиком телефон или любимую игрушку, можно с уверенностью сказать, что это и есть первое слово вашего ребенка.



Чтобы понять, что хочет сказать ребенок, нужно обращать внимание и на его жесты, тогда взаимопонимание установится быстрее

Нельзя установить единую норму и определить с точностью, в каком возрасте дети начинают говорить. При этом формирование речи у большинства деток происходит поэтапно – с милого «агу» до четких многосложных предложений и фраз.

Не нужно торопить детей, некоторые к году говорят до 15 простых слов, другие – не говорят и 4. Главное, чтобы кроха понимал обращенную к нему речь, выполнял простые просьбы, накапливал пассивный разговорный словарь.

Как проверить, понимает ли вас ваше чадо? Попросите его принести мячик, а потом машинку. Если задания выполнены правильно, значит малыш развивается хорошо, не о чем беспокоиться и вы вскоре услышите первое слово своего ребенка.

Как растет активный разговорный словарь?

Услышав первые слова малыша, родители задумываются: «А что же дальше? К какому возрасту заговорит мой сын?». В среднем, активный словарь годовалых детей пополняется ежемесячно на 6-8 фраз. Чаще всего после полутора лет происходит «лексический скачок», и малыш добавляет в речь по 8 новых слов в неделю.

В это время важно как можно больше говорить с детьми, читать им хорошие книги, петь песни. Спустя 2-3 месяца родители обнаруживают «лексический взрыв». Ежедневно кроха произносит столько фраз, сколько ранее разучивал неделями.



Чтение книг - прекрасный способ обогатить активный словарный запас ребенка и стимулировать его речевое развитие

Когда появляются фразы и простые предложения?

Речь полуторагодовалых детей понимают обычно только близкие родственники. Кроха проговаривает только ударные слоги или окончания фраз, но именно этот период признается отправной точкой формирования активного разговорного словаря. Часто фразы звучат так: «Дай куку», что переводится «Дай куклу».

После 2 лет кроха пробует говорить предложениями - это пока еще 2 -3 слова, не подчиняющиеся никаким грамматическим нормам. Если ваше чадо не говорит фразами до 2,5 лет, то его следует показать специалисту - дефектологу и детскому неврологу, чтобы исключить задержку в развитии.

Полноценными собеседниками детки становятся в трехлетнем возрасте. Они уже хорошо согласовывают слова, могут ответить на ряд вопросов. Некоторые крохи уже могут философствовать, их посещают непростые мысли: куда утром пропадают звезды, почему дует ветер, откуда берутся дети?

Почему ребенок молчит?

В практике врачей встречаются «молчуны» - детки, не разговаривающие до определенного возраста. В три года родители слышат только первые слова своего ребенка, а через пару недель дети вовсю говорят предложениями. Это скорее исключение из правил.

Если к трем годам ребенок не заговорил, то необходимо искать причины «упорного молчания» - это могут быть проблемы медицинского характера: задержка речевого развития, нарушение слуха, отставание в развитии нервной системы.

Есть и иные факторы. К ним относится недостаточно развитая мелкая моторика, настойчивое обучение, отсутствие мотивации к разговору, переизбыток эмоций.

Развитие мелкой моторики

Руки – второй по важности орган речи и от их развития напрямую зависит, как скоро кроха заговорит. С самого рождения деткам нужно делать легкий массаж, можно играть в пальчиковые игры: сорока, гуси-гуси и другие.

С полутора лет можно подключать и творческую активность: рисование, лепка из пластилина, кинетический песок, тактильные короба и другое (рекомендуем прочитать: ). Мелкую моторику прекрасно развивает нанизывание бус и шнуровка.

Отсутствие мотивации или настойчивое обучение

Часто дети молчат из-за чрезмерной опеки своих родителей. Взрослые настолько научились предугадывать желания своих чад, что крохе совсем не нужно говорить, а достаточно пролепетать пару звуков и указать на желанную вещь пальчиком. Как только родители «разучиваются» понимать своего ребенка, у малыша возникает потребность в более четком изложении своих желаний, тогда в скором времени речь появляется.

Некоторые родители слишком упорно учат ребенка говорить, постоянно требуя повторить одну и ту же фразу. Если малыш не справляется, родители раздражаются, исправляют, иногда даже кричат. Это не самые лучшие методы для развития речи, так можно только замкнуть ребенка в себе, задержав процесс развития на долгие месяцы.



Чрезмерная опека и попытки быстро разговорить ребенка могут привести к обратному результату - малыш замкнется в себе и откажется учиться

Переизбыток эмоций или недостаток внимания

Бывает и обратная ситуация. Когда ребенок говорит свое первое слово, родители счастливы. Заметив реакцию, кроха снова и снова повторяет это слово, не понимая, почему родители больше не радуются. Задача родителей - проверить, соотносит ли малыш фразу с ее значением. Понимает ли кроха, что «мяч», «машина» - это игрушки, а «сок» - это любимый напиток?

Плохо говорящие малыши встречаются у очень занятых работой родителей. Недостаток внимания взрослые искупают всевозможными игрушками. Дефицит живого общения, особенно без детского сада, приводит к тому, что кроха замолкает.

Что делать, чтобы ребенок заговорил вовремя?

Для того чтобы ребенок заговорил вовремя, уделять внимание развитию речи нужно с самого рождения. Психологи и логопеды предлагают ряд советов:

  • Не включайте телевизор в игровой комнате. Постоянный звуковой фон только мешает развитию речи.
  • Разговаривайте с детьми с самого рождения. Проговаривайте фразы четко и ласково.
  • Рассказывайте крохе стихи, которые нужно закончить «в рифму». Самое популярное стихотворение «Гуси-гуси га-га-га». Его можно разучивать с малышом уже после года.
  • Не нужно «сюсюкать» в общении с детьми. Коверкая таким образом звуки, вы лишаете малыша верного восприятия речи.
  • Разговаривайте с детками простым и понятным для них языком, без сложных и непонятных конструкций.
  • Не говорите слишком быстро. Общаясь к крохе, проговаривайте все фразы медленно и четко. Ребенок, отвечая, тоже не должен торопиться.
  • Позвольте своим деткам стать активными собеседниками. Отвечайте на гуление, поддерживайте пение, хвалите за новые слова.
  • Не упрощайте речь вашей крохи. Не называйте собаку «Гав-Гав», а курицу «Ко-ко». Услышав от ребенка фразу: «Мама, би-би!», подтвердите: «Правильно, сыночек, это машина!».
  • Научитесь внимательно слушать и отвечайте на все детские вопросы. Отшучиваясь и отнекиваясь от общения, вы лишаете себя интересного собеседника в будущем.
  • Не забывайте читать вслух. Выбирайте детские книги с короткими текстами и яркими интересными картинками. Чтение должно занимать не менее 10 минут в день.

Не пренебрегайте этими советами, решение проблемы «упорного молчания» начинать лучше на самом раннем этапе. Чем раньше родители обратят внимание на задержку речевого развития, тем лучших результатов можно достичь и первые простые слова малыша не заставят себя ждать.

Когда пора волноваться?

Большинство педиатров и детских неврологов сходятся во мнении, что до 3 лет детки могут развиваться без оглядки на сверстников. Если же к этому возрасту дошкольник так и не заговорил, обязательно стоит обратиться к дефектологу, психологу и неврологу, чтобы исправить проблемы в звукопроизношении как можно раньше.

Возможно, ребенку потребуются занятия у логопеда или иная терапия - это совершенно необходимо, поскольку правильное формирование речи способствует дальнейшему успешному развитию.

Известный детский врач Евгений Комаровский шутит, что родители любят выискивать «неправильности» у своих чад вместо того чтобы помогать им развиваться. По мнению врача, прежде чем лечить молчание, нужно оценить общее развитие крохи. Комаровский утверждает, что нужно позволить деткам развиваться самостоятельно - тогда вы не заметите, как малыш обгонит своих сверстников.

Не требуйте от сына или дочери невозможного, не торопите их. Когда ребенок начнет говорить и как он это будет делать, целиком и полностью зависит от поддержки взрослых.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.