Прически Древней Руси: классические женские укладки, актуальные и в наши дни. Как сделать русскую народную прическу: традиционные и современные варианты Не стоит думать, что в древности и в более, более поздние времена у славянства наиболее популярен был

Введение

На эту тему написано уже достаточно много материала. Наша задача теперь - осветить малоизвестные факты, которые не упоминаются в других исследовательских статьях.
Начнём с констатации факта. Волосы, как у мужчины, так и у женщины - это сакрально, глубоко и непонятно сегодняшнему поколению в полной мере. Раньше ни женщины, ни мужчины не стриглись коротко. Великим позором считалось потеря волос и даже их части. Волосы и причёски были как некий образ, глубокий и продуманный. Это было частью культуры. Вот именно этот пласт мы сегодня и попытаемся раскрыть в нашей статье.

Значение волос для славянского мужчины

Наши современники, начнут песню, которая сводится к тому, что длинные волосы были неудобны мужчине. Дескать, он практичен и у него нет времени за ними ухаживать и следить, да и в бою наличие длинных волос может стать подспорьем сопернику. Это не так. Хорошо подготовленный и тренированный воин знает как прибрать волосы таким образом, дабы они не мешались и в бою и в повседневной жизни. И правда, они могут стать помехой в контактных видах спорта. Но в кулачных забавах не принято было таскать соперника за волосы, так как это было бы смертельной обидой, которая легко могла стать причиной для пролития крови. Кулачные бои были с определёнными правилами, и не по-славянски было заниматься такими глупостями, как дергать друг друга за волосы. А в битвах с врагом волосы убирались и прятались. Ну и в мечевом бое, да и в любом другом, присутствует дистанция и соперник поражается оружием на расстоянии. Так что волосы не помеха.

А то мнение, что мужчины не могли следить за своими волосами - всё это глупости и происходит от банального незнания или лени. Но это не значит, что у мужчины были волосы до пятой точки. Обычно длина волос была до плеч или чуть ниже. Как волосы достигали этой длины, далее контролировался. Все срезанные волосы сакрально сжигали в печи или на костре, ни в коем случае они не выкидывались. Таким сакральным методом предки передавали вечности часть себя. Волосы рассматривались как хранители знаний, опыта, они являлись мерилом чести и поэтому не удивительно, что обрезанные волосы могли сказать знающему человеку достаточно много информации. Ещё 20-30 лет назад бабки советовали в деревнях молодым сжигать обстриженные волосы. Но уже не поясняя всей глубины сакрального смысла.

Нужно поговорить немного и об убранстве волос. Чаще всего волосы собирались в хвост при повседневной носке. Хотя были различные методы убранства волос. Самым популярным на Руси были очелья. Очелье это головной оберег и в быту он собирает волосы так, что они не лезут в глаза. Ведь постоянная носка волос в пучке, стягивает волосы и голова несколько устает. Кроме того очелья это мощный оберег, который славяне использовали несколько лет и верили что он забирает негативную энергию. Поэтому на Масленицу, когда приходит время, очелье было принято сжигать. Когда же приходит это время для очелья, его носитель должен понимать сам. Очелье защищает от дурных мыслей, сглазов, наделяет человека различной защитой от негативных воздействий. Это барьер для ясности вашего мышления.

Кроме того волосы всячески украшались. Например, тонкими косичками, на конце такой тонкой косички был специальный узел. Но не каждый знает цель таких украшений. Это важный сакральный код. Или символ, если так удобнее. Такие косички с узелками вязались на память. Это как сегодня молодёжь носит верёвочки на руках. Принцип тот же, и ноги у этого растут из одного места. Только вот волосы, как мы писали выше, являются хранилищем памяти, духовным центром в представлении славян. И через эту призму становиться понятным, почему наши предки не особо любили стричься.

Мужчины ходили часто с не покрытой головой. Им не было нужды по традиции прятать волосы. Есть ещё древний рудимент (остаток старой традиции) когда при входе в церковь у христиан принято снимать шапку. Так вот это пошло со времён двоеверия. Так как славяне верили, что через волосы они получают связь с Богами. Это глубокий смысл.

Значение волос для женщин

Несколько отличается значение волос для славянок. Тут не нужно объяснять, почему у них были волосы до пят. Это норма и славянка всегда изображается либо с длинными волосами, либо в платке. Это первый сакральный смысл. Девушки до замужества могли щеголять с длинными волосами и не с покрытой головой. Замужние могли дома ходить с непокрытой головой, а на людях только в платке. Это как бы маркер замужней / не замужней славянки. Выход в свет замужней славянки считался не приемлемым и тот, кто осмелился выскакивать на улицу с непокрытой головой, мог услышать от людей фразу «опростоволоситься» что означало совершение ошибки в этикете поведения. Но у этой традиции есть и более глубокий смысл. Дело в том, что женщина замужняя больше была не должна впитывать волосами социальный негатив. То есть покрытая голова защищала сильнее, чем очелье. Хотя очелья девушки использовали наравне с мужчинами. Так же как и мужчины, девушки вплетали в волосы цветы, делали сакральные узелки – наузы. Единственное, для девушек волосы это не просто родовая память – это ещё и особая гордость. В девичестве в селениях часто устраивали смотрины девичьих кос. Недаром в сказках есть словосочетание «Варвара краса – длинная коса». У этой традиции есть и свадебный подтекст. Так как волосы считались самым важным и значимым украшением девушки. На таких смотринах присутствовали и потенциальные женихи. Для которых девичья коса передавала множество информации. Аккуратность, усидчивость, умение следить за собой и многое другое.
Очень важен и сакрален обряд расчёсывания. До замужества расчёсывание волос доверялось только матушке или бабушке по материнской линии. После замужества девушка должна была расчёсывать свои волосы сама. Муж мог расчесать женщине волосы, и по сакральному значению это должно было ему придать особые силы. Так как расчёсывание женских волос это особое таинство. И мужчина должен это делать правильно со сменой гребешков. То кто расчёсывал длинные косы, тот это поймёт. Только выполнив весь ритуал целиком, мужчина получал заряд энергии и силу, которая ему требовалась.

Выводы

Вот вроде бы волосы и волосы, ан нет, они играли огромную роль в жизни наших предков и мы должны хотя бы понимать, как тогда относились к такому явлению, какой тайный смысл и даже магию вкладывали люди в значению волос в своей жизни. Эта статья ещё раз показывает, насколько важны такие мелочи и как мы ещё мало знаем о наших предках.

Если говорить о славянских прическах, мужских или женских – не имеет значения, то необходимо уточнять, о каком временном этапе идет речь. Ведь мужские и женские славянские прически менялись с течением времени, и чем ближе к современности – тем чаще. Вероятно, это связано с модой на заимствования из других культур. Сегодня прически в славянском стиле – это стилизации на различные эпохи, в нынешних салонах красоты вам никто точно не скажет, откуда взята та или иная концепция. Тем не менее, существует немало литературы, описывающей славянские прически, начиная с Позднего Средневековья. Подобные наработки основаны в большей степени на дошедших до нас изображения – это фрески и рисунки в книгах. Также существуют упоминания европейских и азиатских хронистов, которые встречались со славянами (например, знаменитые дневники Ибн Фадлана).

Но какими были славянские стрижки изначально, в Раннем Средневековье и в еще более древние эпохи? Точного ответа на этот вопрос у нас нет, потому что до нас через фольклор дошли лишь скупые упоминания о принципах, на основе которых такие прически формировались. К примеру, прически славянских женщин, по всей вероятности, всегда подразумевали косу или даже несколько кос. Одну мощную косу носила женщина замужняя, «колосок» косы в этом случае олицетворял единство рода. Коса должна была располагаться за спиной вдоль позвоночника, главного «энерговода» в человеческом теле. Прически славянских женщин, еще не вступивших в брак, могли подразумевать несколько кос. Зачастую их располагали не только на спине, но также спереди вдоль плеч. Так женщина показывала, что она свободна. При этом, вероятно, из волос могли собираться «корзинки» и прочие эстетически гармоничные фигуры. Но прическа славянской женщины однозначно не могла подразумевать распущенные или короткие волосы. Ведь наши предки полагали, что в волосах заключена сила человека. Волосы – как своеобразные антенны-приемники, напитывались окружающей силой и передавали ее своему владельцу. Распущенные волосы напротив, отдают энергию. Женщина могла носить распущенные волосы только в доме, среди самых близких людей, даже в кругу друзей такой вариант был недопустим. Не говоря уже о коротких прическах (типа каре). Таких исконно славянских причесок никогда не существовало, потому что женщина, которой необходимо делиться жизненной силой со своими детьми, никогда не станет лишать себя дополнительного притока энергии, это попросту глупо и даже опасно (чревато болезнями).

Что касается мужских славянских стрижек, то они также не подразумевали распущенных локонов, но по другой причине. Мужчины сильнее женщины с точки зрения энергетики, образно выражаясь, мужчина – генератор (тогда как женщина – приемник). Но распущенные волосы говорили о небрежности, да и попросту были неудобны, ни в быту, ни в бою. Мужчины носили достаточно длинные прически, но не такие длинные, как у женщин. Судя по уже упомянутым дневникам Ибн Фадлана, у мужчин волосы были примерно до плеч. Мужские славянские прически не подразумевают косу, волосы собираются в хвост. При этом часть волос сзади могла располагаться под хвостом в свободной форме (такую стрижку можно увидеть у Геральта из Ривии из ныне популярной компьютерной игры Ведьмак 3). Предположительно, мужчины могли заплетать несколько локонов в тонкую косу, оставляя ее сбоку. Этот аспект носил символическое значение, возможно, это был символ мужчины, идущего на войну. Однако такая коса никогда не оставлялась спереди лба, она могла мешать в схватке. Прически славянских воинов не особенно отличались от бытовых мужских причесок. Они в любом случае забирались в хвост, чтобы не мешать обзору. Также здесь стоит учесть один практический аспект. Учитывая наличие у воина шлема, хвост располагался у самой шеи, иначе воин попросту не мог надеть шлем с подшлемником. Это единственный действительно логичный момент, который стоит учитывать, в остальном, если мы говорим о глубокой древности, нам неизвестны какие-то особые прически славянских воинов. Таким образом, волосы у славян, имея особое символическое значение, распускались только в доме. Длинные волосы у славян были нормой, ненормальными считались короткие прически, не важно – у мужчин или у женщин. При этом у женщин они, разумеется, были длиннее, что отчасти обусловлено элементарной физиологией. Длинные волосы у славян – это символ красоты и силы, короткие волосы могли указывать на «низость» натуры человека, что, кстати, справедливо для многих народов древнего мира (за редким исключением, как, например, было у римлян). Также короткие волосы, вероятно, могли служить указанием на «рабское» положение. При этом известно, что славяне с древности использовали берегини – полоски из кожи или ткани, которыми обвязывался лоб. Так даже растрепанные локоны не мешали обзору, кроме того, к берегине могли подвешиваться декоративно-обережные элементы, к примеру – всем известные височные кольца, распространенные у восточных славян в Средние Века. Волосы у древних славян имели чуть ли не сакральное значение, поэтому к прическам, вероятно, подходили с большим тщанием. К сожалению, у нас нет точных сведений об обрядовых, жреческих или воинских славянских прическах. Однако мы знаем базовые принципы, знаем, как наши предки относились к своим волосам. Вероятно, этого достаточно для человека, который пытается так или иначе прикоснуться к своим корням, чтить былые традиции.

Фрагмент картины Николая Овечкина "Последний бой Святослава"

Т.к. волосы не сохраняются в земле надолго. Иногда удается обнаружить их остатки, но для этого они должны были - к примеру - соприкасаться с металлом. Однако такие случаи очень редки, поэтому информацию о прическах мы будем ловить не в могилах, а на изображениях или в текстах летописей или хроник.

[Прическа князя Святослава Игоревича]

Вот уж где больная тема, отлично подходящая для споров. Есть описание греческого историка Льва Диакона, который так описал внешность князя Святослава Игоревича: "(...) Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос - признак знатности рода".

[Рис.1] Князь Святослав Игоревич

Картинку византиец не приложил, и что подразумевалось под клоком волос неясно. Теперь это порождает массу версий. Одни говорят - это волосы на выбритой макушке, так называемый "оселедец", другие - это клок волос сбоку головы, над ухом.

Третьи выдвигают не менее интересную версию. Дескать, вся дружина, в том числе и Святослав Игоревич, побрила головы перед походом. А поскольку длинные волосы были признаком его знатного рода, то князь оставил клок от старой прически.

Нечто подобное встречается на блюде, сделанном болгарскими мастерами. Вот оно:

[Рис.2] Прическа болгарского воина


Однако, прическа князя Святослава Игоревича - это прическа князя Святослава Игоревича. Его тезка, Святослав Ярославич, предпочитал другой имидж.

[Прическа князя Святослава Ярославича]

Вот миниатюра XI века, украшающая одну из самых древних русских книг - Изборник Святослава.

[Рис.3] Прическа князя Святослава Ярославича

Как мы видим, князь Святослав Ярославич и его сыновья, а так же его племянник Ярополк изображены достаточно коротко стриженными.

[Прическа князя Ярополка Изяславича]

А вот - миниатюра тех же самых времен из Трирской псалтыри, которую еще называют «Кодекс Гертруды». На ней мы видим Великого Князя Киевского Изяслава Ярославича, внука Ярослава Мудрого. Очень похоже, что князь стрижен "под горшок".

[Рис.4] Прическа князя Ярополка



[Прическа князя Всеволода Большое Гнездо]

Северный фасад Дмитриевского собора в городе Владимир украшает барельеф. На нем изображен князь Всеволод Юрьевич по прозвищу Большое Гнездо [Рис.5].

Князь Всеволод Юрьевич по прозвищу Большое Гнездо [Рис.5].


Прозванье прилепилось к нему благодаря большому числу детей. Он (десятый сын Юрия Долгорукого) был отцом восьмерых сыновей и папочкой четырех дочерей. Сыновья (правда не все)изображены на барельефе вокруг отца. Назовем их поименно.

Константин "Добрый", первый князь новообразованного Ростовского княжества,
- Юрий - основатель Нижнего Новгорода,
- Ярослав - отец Александра Невского,
- Святослав - уничтоживший болгаркий город Ошель в 1220 году
- Глеб.

Как видим, никто из них не носит ничего подобного прическе князя Святослава Игоревича. Более того, подобным образом уложенные волосы не покажутся экстремальным стилем и в наши дни, то есть спустя восемьсот лет.

А теперь перенесемся на Запад.

[Прически европейских воинов XI-XII веков]

Для примера берем знаменитый Ковер из Байо. На нем изображено противоборство англосаксов и нормандских воинов.

[Рис.6] Ковер из Байо


Нормандцы в основном бреют лицо, хотя пара воинов носят усы. А вот прически весьма колоритные - они брили головы до затылка и по бокам. Впрочем, эта мода не просуществовала долго.

Англосаксы, наоборот, носили длинные усы. И раз речь про усы, пора вернуться на Русь-матушку, но в более позднее время.

[Прически новгородцев XIV-XV веков]

На резных панелях из собора святого Николая в городе Штральзунде изображены новгородские охотники с длинными косами. Резьба датируется 1400 годом или около того.

[Рис.7] Новгородские охотники


Это одно из самых необычных изображений русских людей того времени. Действительно ли так ходили по Новгороду или это фантазия автора – до конца так и неясно.

Но очень к месту вспоминается описание путешественника Жильбера де Ланнуа, который посетил Новгороде около 1415 года, примерно в тоже время, в какое были изготовлены приведенные выше панели. Так вот. Де Ланнуа пишет, что в Новгороде женщины носят две косы, а мужчины – одну.

А вот фрагмент известной иконы "Молящиеся новгородцы", на которой мы видим новгородских бояр:

[Рис.8] Прически новгородцев


Здесь более привычное нам изображение новгородских горожан: все как полагается и бороды без фанатизма.

[Самая универсальная прическа]

[Рис.9] Лысый воин


Ну а самая универсальная, вневременная прическа встречается на одной из миниатюр Радзивилловской летописи. Посмотрите на воина слева. Он абсолютно лысый!

Источники:

  • Людота
  • Материалы "Тоже Форума"
  • Констебл Д. Бороды в истории. Символы, моды, восприятие // Одиссей. Человек в истории. 1994. М., 1994. С. 165-181.
  • Фото из архива исторического клуба "Медвежий двор" (Уфа)
  • Фрагмент картины Николая Овечкина "Последний бой Святослава"

Русские прически можно легко узнать в любом уголке мира. Славянские прически всегда отличимы своей самобытностью и резко контрастировали с прическами остальных народов.
Славянская прическа (и её вариант - русские прически) всегда была связана с духовной составляющей и наполнена нравственным смыслом. За волосами ухаживали очень бережно, и не возводили прически в погоне за переменчивой модой. Волосы были тесно связаны с внутренней силой человека, а прическа направляла ее в требуемое русло.

Главное - не «опростоволоситься»

До нынешних пор в русском языке имеется данное слово, несущее откровенно негативный смысл. «Простоволосыми», то есть имеющими распущенный волос и непокрытую голову, называли детей. Для взрослых такая прическа считалась крайне неприличной - распущенные волосы были знаком неконтролируемых желаний и неумения совладать со своими страстями. Незамужние носили косу, замужние - собирали волосы сзади либо же на макушке и обязательно прикрывали свои локоны. Мужчины также обязательно носили головные уборы, никогда не снимали головные уборы, находясь не в своем доме. Даже русские князья в церкви находились с покрытыми головами. Так выглядели русские прически.
Волосы всегда ассоциировались с сексуальной энергией человека, и покрытые волосы либо же собранные волосы говорили о целомудрии, а также чистоте помыслов.

Длина волос

Женщины весьма редко стригли свои волосы. Издавна женственность ассоциируется именно с длинными локонами. Только некоторые женщины, которым существенно мешал груз волос в процессе работы, могли разрешить себе остричь волосы коротко, собрать их в изящную прическу и прикрыть сверху «пободником».
Мужчины носили полудлинные волосы (типичные русские прически). Поскольку чересчур короткие волосы лишали силы, а очень длинные были признаком маргинала, человека, не преданого родине душой. Прически обычных мужчин мало чем отличались от причесок воинов - как и последние, они все предпочитали носить волосы средней длины, которые собранные на лбу при помощи тесьмы. В данном факте заключен глубокий смысл: каждый мужчина - герой, который всегда готов к подвигу, всегда готов защитить собственную землю от вторжения.
Воины, ставшие на защиту своей земли, для более комфортного ношения шлема довольно часто отращивали чуб на макушке, который заворачивался особенным образом и тем самым смягчал трение шлема.

Средства для ухода за волосами

Славяне старательно ухаживали за волосами - нечистые волосы были попросту недопустимы. Для мытья головы применяли натуральные рецепты. Волосы мыли при помощи простокваши, яичного желтка либо же размоченного хлеба. Ополаскивали волосы отварами трав, их же применяли для окрашивания волос и по мере возможности закрашивали седину. При формировании прически применяли гребни и ленты.

Русская коса

Коса -это стандартная прическа славянских женщин. Коса в торжественных случаях могла быть декорирована при помощи материи или украшений. Коса могла приобретать самые разнообразные формы на голове своей обладательницы. В большинстве случаев длина косы разрешала проявить фантазию и обернуть ее вокруг головы в замысловатую форму. Знаменитая «дама с косой» - образ, разрекламированный в нынешнее время Юлией Тимошенко.
На всех показах мод коса символ женственности и ассоциируется со славянскими традициями.
К слову, дом мод Givenchy, создавая коллекцию женской одежды, применил в качестве базисного мотива именно русский стиль и русские прически. Свойственной чертой коллекции стали изящество и скромность, а на голове моделей красовалась шикарная коса, уложенная «веночком». Среди моделей были как блондинки, так и жгучие брюнетки, и даже чернокожие леди. Последние говорили, что им очень приятно носить данную прическу, поскольку она напоминает африканские самобытные прически, а разница лишь в том, что в афроприческах коса не одна, а существенно больше. Славянская коса уже давно стала символом цельности, добродетельности человеческой натуры.

Славянский стиль в прическах является сильновыраженным. Они значительно отличается от национальных стрижек других народов и основан на смешении восточных и западных культурных традиций.

Славянские мужские прически делаются на волосы средней длины (не ниже плеч) и существуют определенные правила по их созданию и ношению, о которых и поговорим сегодня. Лишком короткая стрижка говорила о том, что мужчина находится в рабстве.

Издавна славяне носили удлиненные волосы, которые должны закрывать затылок. По надобности подстригали шевелюру полукругом. При этом прическа укладывалась в виде шапки, когда волосы распределялись равномерно на все стороны от макушки.

Также обязательно мужчины отращивали бороду и усы, причем с молодых лет. Густая борода с усами не только говорили о половой зрелости, но и о том, что с мужчиной уже можновести дела.

Над мальчиками в годовалом возрасте или немного старше проводили обряд пострига. Для этого его садили рядом с объектом, который ассоциировался с мужской силой (саблей, топором, конем) и придавали волосам необходимую форму, после чего его облачали в мужскую одежду и начинали обучать необходимому ремеслу. До проведения данного ритуала ребенок читался бесполым. Чтобы добиться ровных линий в стрижке «под горшок» ребенку на голову одевали этот предмет, а все выглядывающие из-под краев горшка волосы убирались.

Совет! Чтобы волосы выглядели здоровыми и блестящими можно воспользоваться рецептами по уходу за ними от древних славян. Мужчины тщательно следили за чистотой своих волос, используя вместо шампуня яичный желток или простоквашу. Также ополаскивали локоны после мытья отварами трав или коры дуба.

Если женщины заплетали свои длинные волосы, то мужчины собирали шевелюру в тугой хвост. Отправляясь на войну, некоторые мужчины брали несколько тонких прядей и заплетали косу, которая свободно спадала на плечо сбоку около уха. Такое решение неслоособое значение, коса символизировала оберег и защищала воина от вражеского негатива. Важно отметить расположение тонкой косы, которая не должна нависать на лоб и глаза, чтобы не мешать в бою.

История

Прически славян обновлялись с каждой эпохой. Ели в древние времена стиль мужских причесок был продиктован практичностью, то во времена влияния французской моды на первый план выдвигалась уже эстетические моменты.

В древние времена каждый мужчина носил волосы по плечи и густую бороду. В период норманнского влияния мужские стрижки стали короче, а бороды полностью сбривались, оставляя на лице только усы.

Во времена введения христианства появилась новая мода на бороды-лопаты и стрижки «под горшок». При этом данная стрижка использовалась и для детей и для взрослых мужчин и пожилых людей.

Важно! Только в VIII веке после регулярных навалов монголо-татарского ига пришла мода на короткие стрижки и лысины.

Во времена правления Ивана Грозного даже был издан закон, запрещающий мужчинам брить бороды и головы. А реформы Петра І распространили моду на длинные мужские локоны с пробором посредине.

Длина волос

Если хорошо изучить историю, то становится понятно, что все славянские мужские стрижки основаны на волосах средней длины. При этом только дома мужчины позволяли себе носить волосы в распущенном виде. При выходе из дома все волосы собирались в хвост или их основная часть, оставляя некоторые пряди в затылочной зоне свободными. Слишком длинные волосы славянские мужчины не носили никогда. Длинные косы – это удел женщин.

Длина волос воина мало отличалась от прически обычного земледельца. Одно отличие заключалось в том, что воины собирали волосы в низкий хвост около шеи, чтобы удобнее было носить шлем. Поэтому в глубокой древности прически у всех мужчин были с удлиненными локонами до плеч и мало отличались друг от друга разве только по структуре волоса. Шевелюра у славян имела особое сакральное значение, поэтому было греховно сильно ее укорачивать. Длинные волосы были символом силы и красоты , а короткая прическа говорила о безбожной «низкой» натуре человека и поэтому такое решение осуждалось.

Для справки! Чтобы украсить свои прически славяне часто использовали обереги, которые представляли собой яркие тканевые полоски или ленты из кожи. Их завязывали на лбу, что помогало закрепить волосы в определенном положении и исключить их попадание в глаза во время работы. Также к оберегам подвешивались элементы украшений, кольца или бомбоны.

Присутствуют ли такие стрижки до сих пор?

Сегодня все современные прически удлиненной формы,без использования особых парикмахерских изысканных техник,можно отнести к славянским стрижкам. Важным штрихом в данном стиле является наличие у мужчины густой бороды.

Также сегодня модники часто пользуются формой «горшок», которую также часто применяли славяне. Современные интерпретации данной стрижки немного изменены, но в целом форма остается узнаваемой. Она может дополняться удлиненной челкой или профилированными прядями. От укладки так же зависит конечная форма прически.

Почему все длинные стрижки считаются славянскими?

Славяне считали, что в волосах заключена богатырская сила мужчины, поэтому никогда не состригали их выше плеч. Тогда же, как слишком длинные пряди говорили о небрежности и неопрятности представителя сильного пола, поэтому важно было придерживаться установленных правил. Мужчина являлся силой и опорой у женщины, генератором энергии и защитником. Длинноволосый образ богатыря был описан во многих сказках и рассказах.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.