Сказка про вежливость и вежливые слова-учить детей быть вежливыми и добрыми по отношению к друг другу. Конспект занятия «Путешествие в страну доброты и вежливости Сказка на тему вежливость

Суфийская притча

К суфийскому мастеру как-то подошёл один никому не известный учёный и задал дурацкий вопрос. - Пошёл вон! - сказал суфий. Учёный ушёл, но заявил при этом во всеуслышание, что данный суфий просто не умеет вести себя вежливо, даже если захочет, и что...

  • 2

    Вежливость Притча от Сергея Шепеля

    Женщина, отдыхавшая в санатории, забежала в палату, где проживала её подруга, и громко сказала: - Привет, как дела? Чем занимаешься? - Тише, - отвечала та, - моя соседка ещё спит. Вбежавшая женщина подошла к спящей женщине и начала трясти её, а когда та...

  • 3

    Вежливый Кролик Камбоджийская притча

    Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды, вдоволь наевшись капусты на крестьянском огороде, он собрался было домой, как вдруг заметил лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и...

  • 4

    Воздух, смягчающий удары Современная притча

    Учителя нельзя было назвать ярым поборником этикета и хороших манер, но в отношениях с людьми он всегда проявлял природную вежливость и учтивость. Однажды вечером молодой ученик отвозил учителя домой и нагрубил в пути полицейскому. Оправдываясь, он...

  • 5

    Гипнотическая сила слов Современная притча

    Однажды Мастер рассказывал о гипнотической силе слов. Кто-то из задних рядов выкрикнул: - Ты говоришь чепуху! Разве станешь святым оттого, что всё время твердишь: «Бог, Бог, Бог»? Разве станешь грешником оттого, что без конца повторяешь: «Грех, Грех, ...

  • 6

    Доброта и вежливость Притча неизвестного происхождения

    Однажды к Учителю пришёл юноша и попросил разрешения заниматься у него. - Зачем тебе это? - спросил мастер. - Хочу стать сильным и непобедимым. - Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость снискают тебе уважение других. ...

  • 7

    Долг превыше всего Притча про Насреддина

    Насреддина не пригласили на угощение по случаю помолвки, но он сам пришёл в положенное время. Его спрашивают: - Ведь тебя не звали, зачем ты пришёл? - Если хозяин дома такой невоспитанный и не знает законов вежливости, это не значит, что я должен...

  • 8

    Известный мастер ушу Притча от Павла Федотова

    Как-то раз неуязвимый мастер Цзи Ши тренировался на своей горе. Смотрит, к нему поднимается известный мастер ушу. «Интересно, - думает Цзи Ши, - с чем пожаловал этот известный мастер ушу?» Известный мастер ушу дал пару советов неуязвимому мастеру Цзи Ши. ...

  • 9

    Нерешённый вопрос Суфийская притча

    Двое достопочтенных граждан из Страны Дураков прослышали, что некто, называемый Вежливым Человеком, ныне находится в их столице. Горя желанием встретиться с ним, они пришли на главную городскую площадь. Там они увидели чужестранца, сидящего на скамейке. ...

  • 10

    Поправка Суфийская притча

    Абдулла бен Яхья показал посетителю рукопись, написанную им самим. Тот указал: «Здесь ошибка!» Абдулла бен Яхья вымарал указанное слово и вписал его заново - так, как подсказал гость. Когда посетитель ушёл, Абдуллу спросили: - Отчего вы пошли на это, ...

  • 11

    Почему великан помог?

    Жители горной деревни возили виноград на продажу в город по узкой горной дороге, которая шла мимо замка великана. Высокая каменная ограда с железными воротами окружала замок. Чтобы великан не трогал крестьян, они оставляли ему корзину с виноградом возле...

  • 12

    Примерное наказание Притча от Омара Хайяма

    Мне рассказывали, что Абу Абдаллах Хатиб был воспитателем эмира Абу-л-Аббаса, брата Фараха ад-Даула - султана Рея, который стал визирем в империи Малик Шаха. Абу Абдаллах сел у окна, и эмир Абу-л-Аббас, бывший мальчиком, был внизу перед ним. Один слуга...

  • 13

    Самый достойный Притча от Александры Лопатиной

    Прекрасная принцесса попросила мудреца: - Помогите мне найти достойного жениха. Мудрец собрал всех влюблённых юношей и объявил: - Вы должны добыть для принцессы золотой цветок из горной пещеры. В пещере жили злые гномы. Одни юноши надеялись добыть цветок...

  • 14
  • КОУ «Полтавская школа-интернат VIII вида»

    Внеклассное мероприятие

    «Путешествие в страну Вежливости»

    Полыгалова ГалинаВалентиновна – учитель музыки

    Тарабунова Алена Анатольевна – учитель начальных классов

    2012

    Цель: Привитие детям потребности культурного поведения.

    Задачи:

    1.Способствовать развитию познавательной активности, актёрских способностей;

    2.Способствовать развитию высших психических функций;

    3.Развивать художественную и музыкальную речь учащихся, прививать интерес к чтению;

    4. Учить детей употреблять в своей речи вежливые слова в различных ситуациях.

    Оборудование: мультимедийная установка, презентация, фортепиано, ноутбук.

    Ход внеклассного мероприятия:

    1.Ведущий . Добрый день, дорогие дети и взрослые! (Слайд 1)

    2.Ведущий . Здравствуйте!

    1.Ведущий . Ребята, вы получили пригласительные билеты.

    Билеты эти волшебные, в каждом конверте находится вежливое слово.

    Посмотрите, какие вежливые слова у вас в конвертах?

    2.Ведущий . — Мы приглашаем вас в путешествие по волшебной стране Вежливости. Путешествовать мы будем в корзине с воздушными шарами. Думаю, что в пути нам будет интересно .

    Ребята, перед нашим путешествием посмотрите мультфильм «Невежи» и подумайте, можно ли взять героев мультфильма с собой? (Слайд 2)

    ( Просмотр мультфильма «Невежи»).

    Ребята, какие герои мультфильма были невежами?

    Изменились ли они? Мы их возьмем с собой в путешествие?

    Итак, сегодня мы посетим город Приветствий, море Вежливости, Замок рыцарских манер, а также заглянем в страну Грубиянию. (Слайд 3)

    1.Ведущий . Наше путешествие начинается. Внимание! Нас ждет Город Приветствий . (Слайд 4)

    1 ученик.

    — Добрый день! – тебе сказали.

    — Добрый день! – ответил ты.

    Как две ниточки связали

    Теплоты и доброты.

    2 ученик.

    — Здравствуйте! – ты скажешь человеку

    — Здравствуйте! – улыбнётся он в ответ.

    И, наверно, не пойдёт в аптеку

    И здоровым будет много лет.

    3 ученик.

    — Нам желают “Доброго пути!”

    — Будет легче ехать и идти.

    Приведёт, конечно, добрый путь

    Только к доброму чему-нибудь.

    — Спасибо, ребята. Какое сегодня число? Знаете ли вы, что за дата 21 ноября? Нет, а жаль! 21 ноября – международный день приветствий! (Слайд 5)

    Да, да, приветствий.

    Идея этого праздника принадлежит двум американским юношам, братьям Маккормики, предложившим в 1973 году проводить день дружбы и взаимопонимания между народами всех стран мира.

    И пусть в этот день каждый человек пожелает добра и счастья близким и незнакомым людям, и, конечно же, подарит им свою лучезарную улыбку. Здравствуйте, дети! Здравствуйте, люди, мы любим вас!

    2.Ведущий . Слово «здравствуйте» — очень интересное слово. (Слайд 6) Вдумайтесь в его значение: «здравствуйте» — мы желаем друг другу здоровья (здравия). Поэтому людям приятно слышать это слово. Люди разных национальностей здороваются каждый на своем языке. Давайте послушаем, как приветствуют друг друга немцы, казахи, татары, украинцы.

    (Выслушиваются ответы детей). -Молодцы!

    1.Ведущий . Итак, что празднуют люди мира в сегодняшний день?

    Что означает слово «Здравствуйте»?

    2.Ведущий . А сейчас перед нами море, которое мы должны переплыть – «Море вежливости» . (Слайд 7)

    Ребята, какого человека можно назвать вежливым? (Ответы детей). (Слайд 8) Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Хорошими манерами обладает тот, кто не ставит людей в неловкое положение. Вежливый человек всегда внимателен к людям. Он старается не причинять им вреда, неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни делом. В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть слова вежливости.

    1 ученик.

    Достаётся недёшево

    Счастье трудных дорог.

    Что ты сделал хорошего?

    Чем ты людям помог?

    Этой мерой измерятся

    Все земные труды.

    Может, вырастил деревце

    Иль очистил пруды?

    Может, строишь ракету?

    Гидростанцию? Дом?

    Согреваешь планету

    Своим мирным трудом?

    Иль под снежной порошей

    Жизнь спасёшь кому?

    Делать людям хорошее –

    Хорошеть самому.

    1.Ведущий . Много славных дел ждёт нас, но прежде всего мы должны вырасти настоящими людьми – добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. Об этом вам расскажет песня «Ежели вы вежливы»

    (Исполнение песни «Ежели вы вежливы»).

    1.Ежели вы вежливы и к совести не глухи,

    То место без протеста уступите старухе.

    И ежели вы вежливы, то сидя на уроке,

    Не будете с товарищем трещать, как две сороки.

    2.Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,

    В автобус вы поможете взобраться инвалиду.

    И ежели вы вежливы, то в разговоре с тётей,

    И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьете.

    3.Ежели вы вежливы, тогда в библиотеке

    Некрасова и Гоголя возьмете не навеки. И ежели вы вежливы тому, кто послабее,

    Вы будете защитником, пред сильным не робея.

    1.Ведущий . Давайте поиграем в игру «Продолжи фразу». (Слайд 9)

    Я начинаю, вы хором продолжаете. Попробуем?

    Мальчик вежливый и развитый

    Говорит при встрече…(здравствуйте)

    Растает даже ледяная глыба

    От слова теплого…(спасибо)

    Зазеленеет старый пень,

    Когда услышит… (добрый день)

    Когда нас старшие бранят за шалости,

    Мы говорим …(простите, пожалуйста)

    И во Франции и в Дании

    Всем, прощаясь, говорят… (до свидания).

    — Хорошо, с этим заданием вы справились.

    Ребята, вам нравится, как готовят в школе повара? Какое волшебное слово вы говорите им? (Ответы детей).

    2.Ведущий . Из истории слова «Спасибо» (Слайд 10)

    Знаете, откуда явилось это слово? В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему: — Спаси вас Бог!

    Сочетание «Спаси, Бог» превратилось в короткое «спасибо». Так появилось всем нам знакомое с детства слово. Забывать это слово никогда не стоит. Даже есть пословица: «Своего спасибо не жалей!»

    1 ученик.

    Если, словом или делом

    Вам помог кто-либо,

    Не стесняйтесь громко, смело

    Говорить: «Спасибо!»

    1.Ведущий . Итак , какие волшебные слова встретились нам в море Вежливости?

    2.Ведущий. Продолжаем наше путешествие. Мы отправляемся в Замок рыцарских манер. (Слайд 11)

    Рыцари – отважные и смелые люди, жившие в средневековье. Чтобы стать рыцарем, необходимо было пройти специальную подготовку. С 7 лет родители приставляли мальчика к опытному воину. Его обучали ездить верхом, стрелять из лука, метать копье, владеть мечом, танцевать, знать правила этикета. Но рыцарь не только обязан был владеть военными науками, но и поступать благородно, защищать слабых людей и униженных, быть вежливым, благородно относиться к женщинам.

    1 Ведущий. В наше время рыцарем называют человека, готового на подвиг и самопожертвование во имя другого. Это вежливый, доброжелательный человек, спешащий на выручку слабому. Он без сомнения вступится за обиженного, кинется в горящий дом, спасая малыша. Еще один обычай дошел до наших дней: снимать перчатки, здороваясь. Обнажая руки, снимая перчатки, рыцарь тем самым демонстрировал, что он безоружен. Соблюдая правила этикета сегодня, мы показываем, что уважаем собеседника.

    2.Ведущий . А сейчас я вам предлагаю проверить, кто у нас может быть рыцарем, кто самый вежливый.

    Итак, задачи не на сложение, а на правила уважения. (Слайд 12)

    Ситуация 1 . Ситуация в день рождения: дарят подарок в упаковке. Как его принять? (По этикету: необходимо развернуть упаковку, поблагодарить за подарок . Щ Если это сладости – угостить всех гостей). Щ

    Ситуация 2. Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному 10, а другому 9 лет? (кто вежливее). Щ

    Ситуация 3 .Петя и Юра спешили в столовую и бежали вниз через две ступеньки. Навстречу поднималась учительница. Мальчики пробежали мимо, и где – то с нижнего этажа послышалось: «Здрасьте, Лидия Ивановна!» Что им ответила учительница, мальчики не слышали и первыми ворвались в столовую. (Мальчики допустили три ошибки: по школе не бегают, при встрече с учителем ребята должны были остановиться, здороваться нужно вежливо).

    Ситуация 4 . В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Иван увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Тамара Алексеевна!». Какую ошибку допустил Иван? (Он должен поздороваться со всеми).

    Ребята, вы хорошо решили ситуации. Послушайте стихотворения о вежливых словах.

    (Инсценировка стихотворения «Вежливый поступок»)

    Было лето, пели птички, Павлик ехал в электричке.

    Вдруг на станции Фили две девчонки в дверь вошли.

    Скромно стали в уголке и беседуют в сторонке

    На английском языке.

    Павлик понял: «Иностранки», это видно по осанке,

    Может быть, они туристки? В первый раз у нас в стране?

    И с трудом он по-английски произнес: «Позвольте мне

    Пригласить вас на скамью, ну а сам я постою!»

    Было лето, пели птички, две девчонки в электричке

    Сели около окна.

    — Между прочим, мы – москвички,- улыбается одна.

    Павлик крикнул: — Как же так! Значит, я попал впросак?

    И теперь не пьет, не ест он! Посочувствуем ему:

    Уступил девчонкам место неизвестно почему.

    (Стихотворение Юсупова «Простите!»)

    Папа разбил драгоценную вазу

    Бабушка с мамой нахмурились сразу.

    Но папа нашелся: взглянул им в глаза

    И робко и тихо “Простите” сказал.

    И мама молчит, улыбается даже.

    — Мы купим другую, есть лучше в продаже…

    Простите!” — казалось бы, что в нем такого?

    А вот ведь какое чудесное слово!

    1.Ведущий .- Ребята, а вы знаете, почему папу так легко простили? Как вы попросите прощения?

    Итак, какого человека мы называем рыцарем в наши дни?

    Мы думаем, что никогда не исчезнут смелые благородные люди – настоящие рыцари!

    2.Ведущий.- Ребята, а сейчас давайте отдохнём.

    (Физминутка. Игра “Вежливо — невежливо” ).

    — Если я читаю о вежливом поступке – вы хлопаете в ладоши, когда я читаю о невежливом поступке – вы топаете ногами:

    — Поздороваться при встрече;

    — толкнуть и не извиниться;

    — свистеть, кричать, шуметь в школе;

    — уступить место старшим;

    — не вставать на обращение учителя;

    — помочь подняться по лестнице;

    — попрощаться, уходя.

    1.Ведущий. Продолжаем наше путешествие. Что такое вежливость, мы знаем, а что такое невежество? Как вы думаете? (Ответы детей).

    Невежество – это грубость, хамство, невоспитанность. Тот человек, который не соблюдает правила приличия – невежливый человек.

    А сейчас мы заглянем по соседству в страну Грубиянию. (Слайд 13)

    Премьера мини-мюзикла «Страна Грубияния»

    (музыка В. Юдиной, слова И. Сыроваткиной)

    ПЕР ВОЕ ДЕЙСТВИЕ

    (Комната с большим окном. За сто лом сидит девочка Настя. Бабушка накрыла на стол к завтраку, но Настя ничего не ест. По полу раз бросаны игрушки. Около дивана стоит телевизор.)

    ВЕДУЩИЙ (поет):

    День сегодня неудачный,

    встала Настя очень мрачной.

    Зубы чистить неохота!

    Маме скоро на работу,

    Настя дуется, ворчит

    и на бабушку кричит.

    НАСТЯ (поет):

    Есть яичницу не буду!

    И не буду мыть посуду,

    И спасибо не скажу,

    На диване полежу!

    ВЕДУЩИЙ (продолжает петь):

    Съела липкую конфету,

    Перепачкала газету,

    Кошке лапу отдавила,

    воду в ванной не закрыла,

    Разбросала все игрушки

    И уселась на подушки.

    НАСТЯ (поет):

    Есть яичницу не буду!

    И не буду мыть посуду,

    И спасибо не скажу,

    На диване полежу!

    (Садится на диван, положив под се бя подушку.)

    ВЕДУЩИЙ (поет):

    Телевизор засветился.

    На экране появился

    вдруг какой-то старичок,

    Спрыгнул на пол, поклонился,

    Взял откуда-то крючок,

    И крючком огромным этим

    Настю он поймал, как в сети,

    И куда-то поволок.

    Ух, захватывает дух!

    А потом на землю - бух!

    (В это время из телевизора выле зает Гном с седой бородой, сачком накрывает Настю и утаскивает ее на другую половину сцены.)

    ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ

    (Улица. Забор и скамейка с отломан ными рейками, на стене дома афиши с оторванными краями. Теле фонная будка и телефон без трубки, куст сирени с изломанными вет ками. Крупными буквами надпись «СТРАНА ГРУБИЯНИЯ».)

    НАСТЯ (оглядываясь):

    Ой, как страшно сразу стало,

    И куда же я попала?

    Все вокруг совсем чужое,

    Незнакомое такое,

    Гном с седою бородою.

    ГНОМ (поет):

    Девочка, привет, привет,

    жду тебя уже шесть лет.

    Раньше ты бы не пришла:

    Хорошо себя вела.

    Уходить пора уж мне.

    До свидания!

    Ты живи теперь в стране

    Грубиянии! (Уходит.)

    НАСТЯ:

    Это что там за урод?

    вон еще один идет.

    Зубы острые торчат,

    Руки длинные до пят.

    Глазки маленькие, злые,

    признавайтесь, кто такие?

    (Грубияны выходят по од ному, окружают Настю, разглядыв ают ее и поют.)

    ГРУБИЯНЫ:

    Грубиянами зовут,

    Мы живем все время тут.

    В нашей сказочной стране

    Люди счастливы вполне.

    Здесь не надо добрым быть

    И «спасибо» говорить.

    Можно топать и плевать,

    даже младших обижать.

    Грубиянами зовут,

    мы живем все время тут.

    И тебя - такой пустяк! -

    поколотим просто так!

    НАСТЯ:

    Ну уж нет! Ведь я же Настя!

    Постараюсь не пропасть я,

    Жить невежей не смогу,

    Захочу и убегу!

    Что за глупая страна?

    Очень странная она:

    Фонари разбиты,

    Продавцы сердиты,

    Лужи грязные текут

    И деревья не растут!

    Вон какая-то гражданка

    поскользнулась прямо в грязь.

    Эй, гражданка-грубиянка,

    Помогу вам не упасть!

    Осторожней, лужа здесь!

    ГРАЖДАНКА-ГРУБИЯНКА:

    Уходи! Ко мне не лезь!

    Эй, противная девчонка,

    Отойди-ка ты в сторонку!

    НАСТЯ:

    Как вам, тетенька, не стыдно!

    Слышать это мне обидно!

    ВЕДУЩИЙ:

    Вот малыш стоит, ревет,

    Настя к мальчику идет.

    НАСТЯ:

    Что случилось, милый мой?

    Провожу тебя домой!

    ВЕДУЩИЙ:

    А ребенок повернулся.

    Хитро очень улыбнулся,

    Изо всех ребячьих сил

    В Настю камнем запустил.

    НАСТЯ:

    Ай! Какой ты хулиган!

    Настоящий грубиян!

    ВЕДУЩИЙ:

    Очень хмурые мальчишки

    Побросали в кучу книжки

    И ломают жухлый куст -

    Слышен только веток хруст.

    НАСТЯ:

    Эй! Ведь это же сирень -

    Расцветет в весенний день!

    ЗАБИЯКА:

    Вовсе не сирень, а палки,

    Пригодятся в перепалке,

    в перебранке, ссоре, драке

    Зря мы, что ли, забияки?

    Да и ты подальше стой,

    Вмиг расправимся с тобой!

    НАСТЯ (поет) :

    Вот теперь я поняла:

    Плохо я себя вела,

    Потому что стала тоже

    Очень я на них похожа.

    Не хочу быть больше грубой

    Не хочу такие зубы,

    Жить я с ними не хочу,

    Мне другое по плечу.

    Чтобы люди улыбались

    Быть хорошими старались

    Буду доброй с ними я -

    вот секрет какой, друзья!

    (Танцует, кружится, добирается до дивана и ложится на него, склады вая ладошки, как во время сна).

    ВЕДУЩИЙ:

    Вдруг, как в сказке, все смешалось

    Закружилось, вдаль помчалось,

    В се кругом переместилось

    Настя дома очутилась!

    НАСТЯ (просыпаясь, по ет):

    Ну и чудо! Вот так сон!

    Лучше всякой сказки он!

    Я, конечно же, уснула.

    Приключенье хоть куда!

    ВЕДУЩИЙ:

    А за окнами мелькнула

    Вдруг седая борода…

    (Исполнение песни «Вежливый вальс»).

    1.Настанет, друзья, счастливое время, настанут чудесные дни.

    Ребята приветливы будут со всеми, грубить перестанут они.

    Не будет детей нехороших, придут золотые года.

    И в комнату в калошах не будут входить никогда.

    2.Пусть грубость исчезнет навеки, пускай по рецептам врачей

    Появятся в каждой аптеке лекарства для грубых детей.

    Ребенок вертелся на стуле, шумел и ко всем приставал.

    Ему прописали пилюли. Он выпил и вежливым стал.

    Грубить не будут дети, не будут грызть ногтей,

    И станут все на свете любить таких детей.

    Подует ветер свежий, фиалки расцветут.

    Исчезнут все невежи, навеки пропадут.

    (Артисты кланяются).

    1.Ведущий. Ребята, а вы хотели бы жить в какой стране – Грубиянии или Вежливости? Почему?

    Тогда давайте произнесём клятву вежливости: (Слайд 14)

    Клянёмся вежливыми быть.

    Всегда спасибо говорить.

    Клянёмся добрыми мы быть,

    А лень и грубость позабыть.

    Клянёмся вежливыми мы быть

    Дела хорошие творить!

    Итог мероприятия:

    — Ребята, где мы сегодня побывали?

    — Что интересного узнали?

    -Для чего в нашей речи вежливые слова?

    -Что особенно запомнилось?

    2.Ведущий.- «Стать вежливым, тактичным и деликатным не так уж трудно, стоит только захотеть». (Слайд 15)

    Так пусть же у каждого из вас появится желание стать самыми вежливыми ребятами в школе.

    Рефлексия.

    1.Ведущий.- Похлопайте все те, кому было интересно!

    Поднимите руку, кто узнал что–то новое!

    Закройте лицо руками, кому было скучно!

    2.Ведущий .- Спасибо за внимание и активность во время нашего путешествия! До новых встреч!

    Использованные ресурсы:

    Литература:

    Журнал «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки», 2009г. №7

    Настольная книга классного руководителя 1-4 классы

    Интернет-сайты: сказочная страна

    Сказка про сороку для детей, которые не говорят вежливые слова.

    Жила-была сорока. Вертлявая. И очень грубая. Никому доброго слова не скажет. Не здоровается нис кем и не прощается. Заденет кого крылом по голове, не извинится. Дадут ей что-то - никогда спасибо не скажет. А так как она вежливых слов не говорила, то, в кон-це концов, все их забыла. Ни одного слова не знала. Так и жила.


    Только вот однажды в лес прилетела другая сорока. Вежливая до невозможности. И здоровается со всеми, и прощается, да еще и извинится по сто раз на дню. А у этой сороки были бусы. Красивые-прекрасивые. Ярко-красные. Ей их кто-то в городе подарил.
    Грубой сороке так эти бусы понравились! Хотела она их стащить потихоньку. А вежливая сорока лапкой бусы придавила и говорит:
    - Извините! Но это моё!
    Грубая тогда силой хотела отнять. Но вежливая оказалась сильнее.
    - Простите, - говорит, - но бусы не отдам.
    - Вот жадина! - сказала сердито грубая сорока.
    - Прошу прощения, но я совсем не жадина! Вот если бы вы вежливо попросили….
    - Дай-ка бусы!
    - Это невежливо! Надо слова вежливые сказать! Даже только одно слово!
    - Какое? - удивилась грубая сорока. - Я и не помню ни одного!
    - Нужно помнить, - покачала головой вежливая сорока. - Вспомните - приходите.


    Целый день вспоминала сорока вежливые слова. Очень ей хотелось бусы получить. А слова, как назло, не вспоминаются. Стала она у других птиц спрашивать, какие они вежливые слова помнят.
    Ворона сказала «спасибо». Трясогузка - «до свидания!». Воробей - «будьте здоровы».
    Набрала сорока разных слов и полетела к хозяйке бус.

    Здравствуйте! - кричит с порога. - До свидания, дайте бусы!
    - Что? - удивилась вежливая.
    - Не то слово? Ладно! Будьте здоровы, дайте бусы! Опять не то? Ну, ладно… Спасибо, дайте бусы! С Новым годом, дайте бусы! Спокойной ночи, дайте бусы!
    - Ну, вот что, - сказала вежливая сорока, - и в самом деле - спокойной ночи! А бусы, с вашего позволения, останутся при мне.
    - Но почему? - чуть не заплакала грубая сорока. - Я же вам столько вежливых слов наговорила!
    - Да, но они все были не теми словами! Нужно всего одно, но правильное!
    - А я его не помню!
    - Вспоминайте!
    - Я не могу!
    - А вы попробуйте!
    - Ну, пожалуйста, помогите вспомнить это слово!
    - Вот и вспомнили, - улыбнулась вежливая сорока.
    - А? Что? - удивилась грубая, которая теперь была совсем не грубая, потому что вспомнила так много вежливых слов. - Правда, что ли? Пожалуйста?
    - Конечно.
    - Ух, ты! Вот спасибо.
    - Да не за что….
    - И… и… дайте бусы. Пожалуйста.
    - Пожалуйста, - кивнула вежливая сорока и протянула другой вежливой сороке ярко-красные бусы.

    Из книги «Сказки про вредин»

    На сайте размещен фрагмент книги, разрешенный (не более 20% текста) и предназначенный исключительно для ознакомления. Вы можете приобрести полную версию книги у наших партнеров.

    Юлия Кузнецова «Сказки про вредин»

    Купить в Лабиринт.ru

    Купить в Ozon.ru

    Сказка для детей старшего дошкольного возраста: «Страна Вежливости»

    Дворецкая Татьяна Николаевна
    ГБОУ СОШ №1499 СП №2 дошкольное отделение
    Воспитатель

    Описание: Авторская сказка предназначена для детей старшего дошкольного возраста, воспитателей дошкольных учреждений, родителей.
    Назначение работы: Сказка приобщает детей к культуре общения и вызывает желание употреблять вежливые слова в повседневной жизни.
    Цель: Формирование у детей дошкольного возраста нравственных и
    морально- этических норм поведения
    Задачи:
    1. обогащение представлений о правилах и этике поведения;
    2. формирование положительного эмоционального отношения к выполнению правил поведения;
    3. использование проблемных ситуаций для закрепления усвоенных правил поведения;
    4. использование реальных жизненных ситуаций для пополнения личного опыта культурного поведения.

    В одном городе жила девочка Наташа, которая была очень не воспитана и груба. Девочке было 5 лет, и она часами напролет могла сидеть одна в своей комнате и играть в куклы.
    Но однажды, когда девочка как обычно играла, она услышала тихую мелодию. Музыка была необыкновенна прекрасная и Наташа сразу же принялась искать, откуда же она звучит? Первым делом девочка заглянула под кровать, но там было темно и тихо, она заглянула в тумбочку, но там лежали колготки и носочки, потом она обратила внимание на книжную полку, на которой стояло большое количество разных книг. Наташа подошла поближе, и чудесная музыка стала звучать чуть громче. Испытывая чувство волнения и интереса, девочка поставила стульчик и встав на него заглянула на полку с разноцветными книгами. Книги были такие разные тонкие и толстые, высокие и низкие, но только одна книга привлекла внимание маленькой девочки. Это была маленькая, розовая книжечка, которая озарялась радужным свечением, именно оттуда доносилась тихая и такая сказочная мелодия. Наташа не удержалась и взяла книгу в руки, и хотя девочка знала буквы, но читать она ещё не умела. Ей захотелось посмотреть картинки, и она, не раздумывая, открыла первую страницу.
    В один миг Наташа оказалась внутри сказочной страны. Перед её глазами блистал в своём великолепии сказочный замок.
    - Ой, как я здесь оказалась? - подумала девочка.
    - Интересно кто живёт в таком красивом замке?
    Она направилась по дороге, вдоль которой цвели необыкновенно красивые цветы, над которыми порхали удивительные, разноцветные бабочки. Наташа вошла внутрь замка и увидела большой зал, который переливался всеми цветами радуги от солнечных лучей. На троне из драгоценных камней сидела красивая, молодая женщина, которая приветливо улыбалась маленькой гостье.

    Здравствуй, Наташа! - сказала незнакомка.
    - Кто Вы? Я Вас не знаю - с удивлением в голосе ответила девочка.
    - Конечно, ты меня не знаешь. Все жители Земли знакомы со мной, а ты не желаешь, и слушать обо мне и моих детях - с грустью в голосе ответила женщина.
    - Я Королева – Вежливости! И я приглашаю к себе в гости в нашу сказочную страну только тех мальчиков и девочек, которые никогда не произносят моих волшебных слов. Вот пришло твоё время Наташа, я хочу тебя познакомить с моими любимыми детьми» - произнесла женщина. Девочка повернула голову и увидела прекрасный сад, в котором играли дети, какие же, как она девочки и мальчики, но одежда у них была не обычная, а королевская. Королева протянула Наташе свою белоснежную руку, и они вместе вышли в дивный сад.
    - Вот мои дети, знакомься Наташа. У каждого есть своё имя. Королева подвела Наташу так близко, что девочка смогла даже разглядеть цвет глаз у детей.
    - Это мои сыновья, их у меня 6: принц Спасибо, принц Пожалуйста, принц Здравствуйте, принц Извините, принц Спокойной ночи и самый маленький принц Будьте добры.
    - Это мои дочки их тоже 6: Принцесса До свидания, принцесса Позвольте, принцесса Благодарю, принцесса Простите, принцесса Доброе утро и самая юная принцесса Добрый день.
    Наташа никогда раньше не думала, что с ней может произойти, что-то подобное. Дети Королевы очень понравились Наташе, и она даже хотела, с ними поиграть.
    - Мои дети хоть и маленькие, но они большие труженики, они уже много лет ходят по миру, и помогают простым людям и в радостях и бедах - продолжала свой рассказ прекрасная Королева.
    - Как это? - удивилась Наташа.
    Королева Вежливости улыбнулась и протянула руку в сторону, где стояли её дети.
    - А вот слушай. К примеру, мой сын принц Спасибо, с его помощью люди благодарят друг друга за какие-нибудь услуги, за помощь в делах.
    Или вот например принц Здравствуйте, с его помочью люди приветствуют друг друга на улице, а приходя к гости первое, что произносят люди это имя моего сына. Ты Наташа успела обидеть каждого из моих детей. Ты ни разу не произнесла, ни одного вежливого слова. Посмотри как им грустно от этого.
    Наташе стало стыдно.
    - Понимаешь Наташа, в нашей волшебной стране время не властно над возрастом и хоть они выглядят как твои сверстники, но это далеко не так. Я и мои дети много лет служим людям верой и правдой, с нашей помощью людям проще договориться между собой, проще выйти из любого конфликта или сложной ситуации, с нашей помощью на Земле заканчивались войны и кровопролитные сражения. Умение правильно использовать вежливые слова является культурой поведения в обществе. Такими словами закончила свой рассказ Королева.
    Наташа слушала Королеву очень внимательно. Но вдруг яркая бабочка взмахнула своими пестрыми крыльями, и грациозно села на огромные, старинные часы. Наташа хорошо знала цифры, но она ещё не понимала, сколько времени показывают часы?
    - Это что настоящие часы? - спросила Наташа у Королевы.
    Это часы - времени! Вот видишь, они стали идти совсем медленно и скоро могут совсем остановиться.
    - Почему? – искренне удивилась девочка.
    - А потому, что слишком много людей на Земле стали не воспитаны и грубы. Они забыли правила поведения и слова вежливости. И может так случится, что когда-нибудь часы - времени остановят свой ход, и мы навсегда исчезнем – с грустью в голосе произнесла Королева Вежливости.
    Наташе стало жалко Королеву Вежливости и её очаровательных детей. И она даже хотела заплакать от обиды.
    - А что нужно сделать, чтобы часы - времени стали ходить правильно, и никогда не останавливались? - с дрожащим от волнения голосом спросила девочка.
    - Нужно просто быть вежливыми и воспитанными людьми. И умело пользоваться такими маленькими, но такими важными и нужными словами и Королева показала рукой на своих прекрасных детей. Как только 1 невоспитанный ребёнок на Земле исправится, и станет вежливым часы на один тик-так пойдут быстрее. Только в этом случае мы не исчезнем не из человеческой речи, не из сказочной страны.
    - Ой, я всё поняла! - радостно воскликнула Наташа.
    - Наверное, это я виновата, это я не говорила хороших, вежливых слов. Это из-за меня Вы чуть не погибли. Я бы хотела вернуться домой и всё исправить, но я не знаю, как мне вернуться к маме?
    Наташа не успела договорить последнее слова, так теплый, лёгкий ветерок коснулся её щек, и где вдалеке заиграла такая знакомая и вместе с тем такая прекрасная мелодия. Радуга сверкнула яркими красками и исчезла без следа. Наташа протерла глаза, оглянулась. Она снова сидела на коврике в своей комнате, вокруг лежали её любимые куклы.
    - Наверное, я заснула, и мне приснился удивительный сон? - подумала девочка.
    Скрипнула дверь и на пороге появилась Наташина мама.
    - Пойдём кушать дочка, супчик уже готов! - нежно и ласково произнесла она.
    Наташа хотела, как обычно сказать: не хочу, не буду, я не голодная, отстань, я хочу играть. Но на этот раз девочка не спешила с ответом. А вдруг это была правда, а не сон и где то далеко в волшебной стране могут навсегда остановиться часы - времени? Что же тогда будет с доброй Королевой и её детками? Я же обещала всё исправить. Мама тем временем снова позвала Наташу обедать. Наташа повернулась, посмотрела на книжную полку, её щечки покрылись румянцем.
    Девочка улыбнулась и сказала: «Хорошо мамочка. Спасибо. Я очень проголодалась. И с большим удовольствием съем суп».
    И действительно на удивление мамы и бабушки Наташа съела весь суп и два кусочка хлеба. Когда тарелочка была уже пустой, Наташа сказала маме: «Благодарю тебя мамочка за такой вкусный обед».
    Наташина мама от удивления открыла рот: «Так на здоровье милая!». Наташа поцеловала свою маму.
    - Мама, а скажи, пожалуйста, что за розовая книжка хранится у меня в комнате на полочке?
    - Это детская книга она называется: Уроки вежливости, а почему ты спросила Наташа? - ответила мама.
    Девочка подошла к маме крепко обняла её на шею и сказала: «Мамочка эта книга волшебная. Прости, меня, пожалуйста, что я была такая не воспитанная девочка, теперь я буду каждый день всегда и всем говорить волшебные слова. Теперь-то я знаю, как они нужны и не обходимы!»
    Наташе стало так легко и весело, она смотрела на книжную полку, на которой стояла маленькая, но такая важная книжечка. И хоть она знала все буквы, но ещё не умела читать, но она точно знала, как именно выглядит каждое вежливое слово.

    Жили-были Спасибо и Пожалуйста. Жили они, не тужили, между собой дружили. Куда один пойдет, следом и второй. Только и слышно со всех сторон:
    - Спасибо!
    - Пожалуйста!
    Однажды зимой пошли друзья с ледяной горки кататься. Спасибо первый залез на горку, скатился и кричит:
    - Ух, как здорово!
    И снова забирается.
    А Пожалуйста стоит в стороне - боится, уж больно горка высокая. Спасибо скатился еще раз и снова кричит:
    - Ух, здорово!
    А кругом детвора катается, голосами звенит.
    Пожалуйста завидно, тоже прокатиться охота, но высоты боится. А Спасибо подбежал к нему, за руку схватил и на горку тянет.
    - Не надо, не тащи меня, пожалуйста, - хнычет Пожалуйста.
    Насилу затащил Спасибо своего друга. Покатились они с горки кувырком да в сугроб и попали. Барахтаются, пыхтят, выбраться не могут. А ребятишки кругом катаются, толкают друг друга. Вежливых слов-то не видно, зато со всех сторон слышно:
    - Ты что меня толкаешь?
    - А ты что мне подножку поставил?
    - Сейчас как дам в ухо!
    - А я тебя в живот ударю!
    Уже кругом мальчишки смеяться перестали и начали драться. Лупят друг друга руками да ногами, брыкаются, синяки и шишки ставят.
    Наконец вылезли из сугроба Спасибо и Пожалуйста. Мальчишки увидели, что вернулись к ним вежливые слова и стали говорить:
    - Спасибо, что ты мне шишку набил.
    - И тебе спасибо, что синяк поставил.
    - Пожалуйста!
    - Пожалуйста!
    И снова все стали с горки кататься, только уже больше никто не дрался.

    Сказка про жадность

    Давно-о-о это было, прошлой весной. Или еще раньше? Не суть важно. По большому-большому городу ехала желтая «Газель» - маршрутка. Пустая ехала. За рулем сидел молодой шофер. Злой, никто к нему в машину не садился. Было отчего злиться – бензин жжёт, а машина пустая идет. И вдруг на обочине видит он старушку. Машет ему рукой, остановись, мол. Притормозил молодой шофер, спрашивает:
    - Чего тебе, бабка?
    А старушка отвечает:
    - Пустой идешь?
    - Ну…
    - Бензин, поди, жалко?
    - Ну…
    - Знаю я, как твоему горю помочь. Подвези меня через мост бесплатно, а я сделаю так, что к тебе тут же полный салон набьется.
    Ухмыльнулся шофер:
    - Ладно, бабка, садись. Посмотрю, что ты умеешь.
    Поехали.
    И тут же на ближайшей остановке полная машина народу набилась. Радуется шофер, деньги в уме пересчитывает. А впереди еще остановка, народ опять лезет, уже не то, что сидеть – стоять негде. Думает молодой шофер: «А высажу-ка я бабусю, нечего бесплатно кататься, вон людей сколько!» И говорит:
    - Вылезай, старая! Место занимаешь! Или плати!
    Взмолилась старушка:
    - Нету у меня денег! Ноги больные! Не переду я сама через мост! Подвези, касатик!
    - Нет! - сказал, как отрезал молодой шофер.
    - Ладно, - сказала старушка, - я вылезу, только и тебе счастья не будет!
    И вылезла.
    Права она оказалась. Люди тут же стали выходить из маршрутки, а кто и сбежал, не заплатив. И целый день, и целый вечер ездил по городу молодой шофер один в своей желтой «Газели». Никто к нему не садился.
    И на следующий день, и через неделю, и через месяц ездила пустая маршрутка, пока не сжег молодой шофер весь бензин, в гараже припасенный.
    Ходит он теперь пешком, ищет вдоль дорог старушку, чтобы просить у нее прощение, только где ее найдешь в миллионном городе. Сам виноват, жадничать не надо!

    В одном лесу жил-был медвежонок. Звали его Гоша. И был Гоша ужасно невежливым и невоспитанным медвежонком. Обижал других медвежат, отбирал у них игрушки, грубил взрослым, никогда не говорил вежливых слов.

    Как-то раз тётушка Росомаха задумала испечь печенье и угостить им всех лесных ребят. Сходила она в магазин и купила всё, что ей было нужно: муку, сахар, яйца, масло и молоко. Сложила тётушка Росомаха все покупки в сумку и пошла домой по лесной тропинке. Идёт она между сосен и берёз, думает о своём, да и не заметила, как ей навстречу из-за густых кустов выбежал медвежонок Гоша. Он толкнул тётушку Росомаху так сильно, что у неё даже сумка из рук выпала. Даже не извинившись, медвежонок побежал дальше. Тётушка Росомаха покачала головой и стала собирать свои вещи. Тут и пришла ей в голову мысль, как проучить и научить Гошу.

    Пришла тётушка Росомаха домой, испекла целую гору вкусных рассыпчатых печений и написала вот такое объявление: «Приглашаю всех воспитанных и вежливых зверят на большую поляну, где сегодня вечером я буду угощать их вкусными печеньями. Тётушка Росомаха».

    Повесила она объявление на большой дуб, чтобы все смогли его прочитать. Вечером все ребята-зверята собрались на большой поляне. Кого там только не было! И зайчики, и белочки, и лисята, и волчата. Пришёл и медвежонок Гоша. Тётушка Росомаха угостила всех зверят своим вкусным рассыпчатым печеньем, а Гоше не дала.

    Почему это мне печенье не дали! Где моё печенье! Хочу печенье! – стал требовать медвежонок.

    А ты разве не читал, что в объявление написано? – спросила тётушка Росомаха. – Я приглашала прийти на поляну всех воспитанных и вежливых зверят. А ты невежливый и невоспитанный. Потому-то тебе печенье и не досталось. Может, ты читать не умеешь, вот и не понял?

    Обидно стало медвежонку Гоше. Спрашивает он у тётушки Росомахи:

    А что нужно сделать, чтобы быть вежливым, воспитанным и уметь читать?

    Нужно ходить в школу, - отвечает она, - там тебя всему научат.

    На следующий день Гоша пошёл в школу, туда, где настоящие дети учатся. Сначала все они очень испугались, но медвежонок объяснил им, что он пришёл научиться быть вежливым и воспитанным. Тогда ребята разрешили ему остаться в классе. Стал медвежонок Гоша ходить в школу каждый день. Скоро он узнал, что значит быть воспитанным, выучил вежливые слова и научился читать.

    Как-то раз захотела тётушка Росомаха снова угостить зверят печеньем. Снова, как и в прошлый раз, шла она по лесной тропинке из магазина. Тут навстречу ей выбежал медвежонок Гоша.

    Здравствуйте, тётушка Росомаха! Может вам тяжело? Давайте, я помогу вам донести сумку!-

    сказал Гоша.

    Улыбнулась тётушка Росомаха и позволила медвежонку помочь ей, а затем пригласила его прийти вечером на большую поляну.

    Вкусное печенье испекла тётушка Росомаха. Его запах разнёсся по всему лесу. Всех зверят угостила тётушка Росомаха печеньем. И Гошу тоже. Медвежонок взял печенье и сказал тётушке:

    Спасибо.

    Какой вежливый медвежонок! – произнесла в ответ тётушка Росомаха.

    О ВЕЖЛИВОСТИ

    Стасик проснулся очень рано, вышел на крыльцо, протянул руки к солнцу и произнес:
    «Здравствуй, солнышко! Тебя сегодня так много. Ты такое ласковое, нежное. Я тебя очень, очень люблю».
    Вдруг солнце протянуло к Стасу яркий луч, который неожиданно превратился в радужную волшебную палочку - Лучик.
    Стасик испугался и чуть не выронил его.
    Лучик весело и радужно сверкал, вдруг на нём появились слова: «Загадай желание».
    Мальчик вначале растерялся, а затем выпалил на одном дыхании:
    «Я хочу компьютер, самой последней модели, и чтоб он был крутой, супернавороченный».
    Стасик быстро вошел в свою комнату, смотрит, а на столе компьютера нет.
    -Лучик, почему ты не выполнил моё желание, я давно мечтаю о компьютере, но у родителей нет возможности купить его?
    -Стасик, я бы выполнил просьбу, но ты не сказал волшебное слово «пожалуйста», а без него я никакое желание не могу выполнить.
    -Извини меня, Лучик. Пожалуйста, пожалуйста, сделай так, чтобы у меня появился новый, классный компьютер.
    И вдруг Стас увидел на столе компьютер,однако, не успел обрадоваться, как тот исчез.
    Огорчился мальчик, опечалился. На глаза навернулись слёзы.
    -Лучик, почему куда-то пропал компьютер? Я же извинился и сказал самое волшебное слово «пожалуйста».
    - Стасик, ты забыл поблагодарить меня и солнышко за этот волшебный подарок.
    -Лучик, пожалуйста, верни компьютер, я виноват, извини, больше никогда не буду таким невежей.
    И тут на столе появился исчезнувший подарок. Перед Стасиком стояла сбывшаяся мечта.
    От радости мальчик запрыгал и звонко закричал:
    «Лучик, спасибо большое тебе и солнышку. Никогда не забуду вашу доброту».
    На это Лучик ответил:
    "Мы рады были сделать подарок за то, что ты так сильно любишь солнце. Каждое утро с ним здороваешься, разговариваешь, играешь с солнечными зайчиками, загораешь. Будь всегда воспитанным, вежливым мальчиком и тебя жизнь будет часто одаривать, отвечать доброй взаимностью.. "
    Прошло много лет, Станислав стал папой, затем дедушкой.
    Он всегда был вежливым, этому учил своих детей, внуков и правнуков.
    Золотые слова: здравствуйте, доброе утро, спасибо, пожалуйста, извините, будьте добры, до свидания были всегда у него в копилке вежливых слов.
    А вы,ребята, вежливые?....
    Пусть история со Стасиком послужит вам хорошим уроком в жизни.

    Литература:

      Васильева-Гангнус Л. Азбука вежливости. СПб: Детство-ПРЭСС, 2001.

      Богоусловская Н.Е., Купина Н.А. веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: «ЛИТУР», 2002.

      Шипицына Л.М. и др. Азбука общения. М.: «Педагогика», 1989.

      Шорыгина Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М.: Прометей; Книголюб, 2003.

      Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для аботы с детьми дошкольного возраста. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; Харьков: Фолио, 2000.

      Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения / Под ред. Л.В. Кузнецовой, М.А. Панфиловой. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.