Просвещение родителей в доу. Педагогическое просвещение родителей, как средство повышения их культуры. по дисциплине «Дошкольная педагогика»

В настоящее время в ДОУ ведется постоянная работа по развитию педагогической рефлексии. Рассмотрим, как проводится эта работа на примере старшей группы.

Познавательное направление - это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Для этого широко используются следующие традиционные и активные методы просвещения родителей (См. Приложение 2):

· посещение семей воспитанников на дому;

· общие и групповые родительские собрания (родительские собрания проводятся в виде деловых игр, тренингов, практикумов темы смотри ниже);

· консультации (темы смотри ниже);

· занятия с участием родителей;

· выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

· совместные экскурсии;

· Дни общения;

· Дни добрых дел;

· Дни открытых дверей;

· участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

· оформление фотомонтажей;

· совместное создание предметно - развивающей среды;

· утренние приветствия;

· работа с родительским комитетом группы;

· беседы с детьми и родителями;

· тренинги;

· семинар - практикум;

· родительские гостиные;

· телефон Доверия;

· почта Доверия;

· семейный вернисаж.

Консультации для родителей проводились на темы:

· Агрессивный ребёнок

· Влияние родительских установок на развитие детей

· Консультация для родителей «Ребёнок на даче»

· Особенности психологии дошкольников

· Воспитание дружеских отношений в игре

· Консультации для родителей «Положи твоё сердце у чтения»

· Консультации для родителей «Здоровье всему голова»

· Формирование культуры трапезы

· Готовность к школе: Что мы не понимаем?

· Консультация для родителей «Учим ребенка общаться»

Родительские собрания на темы:

· Родительское собрание «Знаете ли вы своего ребёнка?»

· Устный журнал на тему: «Зачем человеку детство?»

· Родительское собрание «Игра - не забава»

· Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня» (деловая игра)

· Родительское собрание в средней группе «Какие игрушки нужны детям»

· Родительское собрание (совместно с детьми) «Готовим детей к школе. Что это значит?»

· Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста «А как речь-то говорит, словно реченька журчит»

Наглядно - информационное направление включает в себя:

· родительские уголки,

· папки - передвижки «Здоровейка», «По Совету всему свету»,

· семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон»,

· библиотека - передвижка,

· фотомонтажы «Из жизни группы», «Мы - друзья природы», «В кругу семьи»,

· фотовыставки «Моя бабушка - лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я - дружная семья»,

· семейный вернисаж «Лучшая семья моя», «Семья - здоровый образ жизни», «Учись быть папой»,

· эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел»,

· копилка Добрых дел.

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

В группе проведены:

· праздники «День Матери», «А ну-ка бабушки», «День рождения», «Лучшая семья моя»,

· развлечения «Семейные посиделки», «День смеха»,

· «Все профессии нужны, все профессии важны» (встреча с интересным человеком),

· спортивные досуги «Семья - здоровый образ жизни», «День Взросления»,

· вернисаж «В мире чувств и эмоций», «Наши дочки и сыночки»,

· совместные проекты «Моя родословная», «Моя семья»,

· выпуск семейных газет «Я с бабушкой своею», «Отдыхаем всей семьей», «Чудо - чадо»,

· празднование дней рождения (ежемесячно),

· выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка», «Вот так наряд»,

· спектакли «Теремок», «Волк и семеро козлят»,

· совместные походы «В мир прекрасного»,

· экскурсии «Мы - друзья природы», «Защитим свою природу».

Сценарии праздников и развлечений разрабатывались совместно с родителями. Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, был разработан определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:

· выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;

· консультации для родителей;

· составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;

· распределение ролей взрослых;

· изготовление пригласительных билетов;

· подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);

· составление памятки - помощницы для родителей и для детей;

· индивидуальные встречи и консультации;

· изготовление атрибутов, пособий.

Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.

Педагогическое просвещение родителей на современном этапе.

Зам. зав. по ВМР МБУ д/с № 92 «Лебедушка»

Новая философия взаимодействия семьи и ДОУ направлена на признание приоритета семейного воспитания. Характеристика этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании межличностного восприятия и с помощью общения.

Взгляд на семью, как на партнера по образованию и воспитанию детей значим как в русле происходящих изменений в системе образования, так и как условие повышения готовности родителей к сотрудничеству не только с педагогами ДОУ, но и с ребенком.

В тоже время, критический взгляд на предшествующий опыт отношений «детский сад - семья» сложившийся в дошкольном учреждении и анализ его с позиции современных подходов и, позволил увидеть «удобное и привычное», но не эффективное на современном этапе.

Анализ системы работы с родителями в нашем ДОУ показал, что в среднем только 32% родителей, проявляя интерес к развитию и воспитанию своего ребёнка, являются активными участниками жизни детского сада. У подавляющего большинства родителей организация взаимодействия с ДОУ (по результатам анкет) сводится к личной беседе с воспитателем или психологом об особенностях физического и психологического развития их ребенка. В тоже время педагоги в работе с родителями отдают предпочтения формальным групповым формам организации, принимая на себя роль обучающего, без учета имеющегося опыта семейного воспитания, а роль обучаемого оставляя родителям. Причем отбор тематики происходит в большей степени на основе задач педагогического процесса и интересов педагогов, а не родителей.


Преобладает монологическая ориентация в общении педагогов с родителями. Руководствуясь лишь установкой на пропаганду и просвещение, мы ставим родителей в ситуацию, когда они вынуждены быть объектом нашего педагогического воздействия. Не эффективно подменять установление истинно партнерских отношений с родителями пресловутой пропагандой достоинств общественного дошкольного воспитания. Фиксация на «воспитании» у родителей уважения к труду педагога сводит к минимуму психолого-педагогическую поддержку родителей с учетом специфики семейного воспитания.

Таким образом, мы были вынуждены решать проблему проектирования эффективного педагогического просвещение семьи? Мы пошли по пути осуществления дифференцированного подхода к семьям; реализуя систему педагогического сопровождения (а не только педагогического просвещения) семейного воспитания.

Педагогическое сопровождение подразумевает специальным образом организованный целостный процесс создания условий в ходе и в результате которого у родителей формируется разнообразный субъектный опыт.

Субъектный опыт родителей как результат включает:

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ (эмоционально-ценностное отношение);

КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ (совокупность знаний, умений и способов общения с детьми);

ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ (перенос освоенного опыта в повседневные ситуации общения с детьми).

Процесс сотрудничества предполагает учет интересов родителей и как в выборе содержания взаимодействия, так и в выборе форм передачи данного содержания. И таким образом, готовность и направленность родителей к взаимодействию с педагогами ДОУ мы определяли как один из критериев для осуществления дифференцированного подхода. С другой стороны, выделяя информированность родителей в том или ином вопросе воспитания дошкольников, мы также рассматриваем его как критерий дифференцированного подхода к родителям. В результате показателями для дифференциации стали:

Ø Компетентность родителей по данной проблеме воспитания детей.

Ø Направленность и готовность к взаимодействию с педагогами ДОУ.

На основе данных показателей родители условно разделились на несколько групп.

Группа А - это родители, которые хорошо информированы в конкретных вопросах воспитания и самостоятельно находят адекватные решения педагогических проблем. Но не заинтересованы в активном взаимодействии с ДОУ

Группа В - это родители, которые в разной степени информированы в вопросах воспитания детей и осознают необходимость расширения имеющихся знаний, у них возникают затруднения в решении проблем. Готовы к взаимодействию с детским садом.

Группа С - это родители, которые имеют расплывчатые знания и о педагогических проблемах в воспитании детей не задумываются, не заинтересованы во взаимодействии с ДОУ.

Таким образом, дифференцированный подход направлен с одной стороны, на оптимизацию усилий педагогов при организации просвещения родителей, выбор адекватных форм взаимодействия, с другой стороны, отбор содержания наиболее востребованного родителями и дальнейшее планирование расширения компетентности родителей с учетом имеющегося опыта семейного воспитания.

Для осуществления дифференцированного подхода мы классифицировали формы работы по целям взаимодействия на основе компонентов субъектного опыта родителей

направленные на: формирование мотивации, передачу знаний, развитие умений.

На наш взгляд, наиболее эффективными при организации педагогического сопровождения семей являются дискуссионные формы работы. Именно дискуссия позволяет выявить существующее многообразие точек зрения участников на какую-либо проблему и при необходимости провести всесторонний анализ каждой из них, а затем и формирование собственного взгляда участника на ту или иную проблему. Данная форма наиболее приемлема при осуществлении дифференцированного подхода в процессе взаимодействия ДОУ и семьи, так как различные роли в ходе дискуссии предусматривают приемлемую для родителей степень активности.


Анализируя различные классификации дискуссионных форм, можно выделить две основные категории дискуссий. Это групповые дискуссии, в которых участвуют несколько групп по 3-5 человек и каждая группа отстаивает свою точку зрения на заданную проблему, а также мероприятия, на которых участники индивидуально высказывают собственное мнение по теме. Групповые формы более распространены в педагогической практике ДОУ. Организация же индивидуальных дискуссий требует наличие подготовленных участников, имеющих собственное суждение по обсуждаемому вопросу.

Родительские чтения – эффективная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Выбор темы и участников происходит на предварительном этапе, где родители определяют вопросы, которые их наиболее волнуют. Педагог собирает информацию и анализирует ее. С помощью других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

Сама дискуссия происходит в несколько этапов:

- начальная стадия "оттаивание" включает в себя ритуалы приветствия, проблемные вопросы, игровые приемы, погружающие в суть проблемы, если необходимо, оглашаются результаты анкетирования. Которые позволят родителям через саморефлексию погрузиться в обсуждаемую проблему, рассмотреть ее с позиции всех участников. Приведем примеры таких ситуаций:

1. Ребенок не хочет убирать игрушки. Как поступить маме?

2.Ваш сын обидел свою сестренку, довел ее до слез, разбросал кукол. Ваши действия?

(Родители в паре разыгрывают ситуацию через роли «мамы» и «ребенка», выбирают наиболее адекватные способы взаимодействия с ребенком при решении конфликтных ситуаций)

- Рабочая стадия "изменения": где непосредственно происходит обсуждения позиций изложенных в книгах, статьях, выдержках из журналов.

Так в описываемом нами мероприятии сопоставляются точка зрения:

Масара Ибука, который считает, что до трех лет ребенка за плохое поведение можно шлепать по попе, так как ребенок еще не осознает себя как личность, не осознает свои проступки, а после трех - не следует прибегать к такому виду наказания;

Позицию а, который выступает против наказаний и считает, что люди обманывают себя, думая, что наказание эффективно, так как суровое наказание не имеет устойчивого эффекта. Чрезмерно суровое наказание может прекратить не желаемое поведение, но оно снова возобновится, когда наказание будет отсрочено. Наказание указывает только на то, чего человек не должен делать, но не раскрывает, как следует поступать.

Мнение К. Роджерса, который полагал, что наилучшей родительской стратегией в отношении ребенка, который ведет себя нежелательным образом, будет, если сказать ему: «Мы тебя любим, но то, что ты делаешь, огорчает нас, и поэтому лучше бы ты этого не делал».

Теорию Дж. Аронфрида, где он считает, что успешная социализация ребенка не может обойтись без наказаний. Он экспериментально доказал, что дети, получавшие порицание в самом начале совершения проступка, значительно реже потом их совершали нежели те, что были наказаны после проступка.

Для активизации дискуссии предлагается ряд вопросов проблемного характера:

Возможно ли использование физического наказания в воспитании ребенка? Оцените эффективность метода «кнута и пряника»? Опишите психологический портрет ребенка, в воспитании которого используют физическое наказание. Какое, по вашему мнению, поведение родителей сформирует самоконтроль у ребенка?

Родители, которые заранее имели возможность ознакомится с предложенной литературой, представляют позицию автора, с мнением которого они наиболее согласны, аргументируют свою точку зрения примерами из собственного опыта и из других литературных источников. Остальная аудитория включается по желанию в обсуждения, свое согласие она выражает аплодисментами.

Таким образом:

Наказание – это указание и инструкция, как нужно поступать.

Целью наказания должно быть не ущемление, подавление личности ребенка, а обучение новому, социально приемлемому поведению.

Результатом такого наказания будет – внешне контролируемое поведение ребенка, а самоконтроль.

Фиксация выводов в виде правил «Как правильно наказывать ребенка»:

    Ребенок имеет право знать – за что его наказывают. Ребенку должно быть предоставлено право выбора для исправления ситуации Ребенка лучше останавливать, когда он только собирается совершить проступок.

Конечная стадия "замораживания " включает в себя подведение итогов обсуждения, фиксация выводов в виде правил, творческих работ, плакатов, ритуальное прощание. Творческая фиксация выводов активизирует память и позволяет снять эмоциональное напряжение от обсуждения спорных вопросов.

Родительские ринги строятся по аналогичной схеме, но на рабочей стадии в большей степени презентуется личный передовой опыт семейного воспитания. В роли «компетентного участника дискуссии» выступают семьи и или отдельные их представители. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают выбранные представители, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.

Широкое использование дискуссионных форм позволяет повысить степень активности родителей в организуемых ДОУ мероприятиях и обогатить опыт семейного воспитания конструктивными способами решения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с детьми.

ПРОЕКТ

Психолого- педагогического просвещения родителей

в дошкольном образовательном учреждении

Разработала: Неустроева Ирина Анатольевна

«От того, как прошло детство,

кто вел ребенка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце из окружающего

мира – от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш»

Сухомлинский В.А.

Актуальность проблемы:

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, взаимовосприятие, взаимопомощь, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

Россия начинается с семьи. Главнейшее место в формировании личности ребенка занимает семья. По мнению исследователей (Л.Б.Шнейдер), именно от нее зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру. В семье ребенок получает первичные навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества. Семья и ДОУ – два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их полное и тесное взаимодействие. Если ДОУ способствует интеграции ребенка в социум, то семья призвана обеспечить индивидуализацию детского развития.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании » говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка ».

Родителей надо учить быть родителями. Именно к этому подводит новая «философия » работы с семьей. За воспитание детей несут ответственность родители, а все другие институты воспитания и образования, включая дошкольные образовательные учреждения, призваны этому содействовать. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре страны, ее нравственным нормам, традициям народа – прямая функция семьи как социального института. Но все это невозможно без систематического просвещения родителей.

То, что ребенок приобретает в детские годы в семье, он сохраняет в течении всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Исследования отечественных психологов (Леонтьев А.Н., Петровский А.В.) свидетельствуют о том, что в семье создаются наиболее благоприятные возможности для укрепления здоровья ребенка, развития его физических качеств, нравственных чувств, привычек и мотивов поведения, интеллекта, приобщения к культуре. Значимость отношений между родителями и ребенком привлекла внимание многих педагогов и психологов (Захаров А.В., Варга А.Я, Спиваковская А.С.и др.). Общим для всех подходов является утверждение потребности ребенка в наличии и поддержании чувства безопасности и уверенности в его обеспечении со стороны взрослых. Оно проявляется в заботе взрослого и демонстрации ребенку своего положительно – эмоционального отношения к нему. Этим взрослый формирует у ребенка потребность в эмоциональном взаимодействии. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием психологических, возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Кризисная ситуация в семье, неуверенность в своем будущем, развитие напряженности в личностных отношениях, эмоциональная напряженность ведет к нарушению детско – родительских отношений.

Потребность детей в любви, тепле, ласке, внимании и заботе со стороны близкого взрослого огромна, но сегодня необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени приводят к ухудшению физического и психического состояния родителей, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам, проявлениям жестокости, дисгармоничности детско – родительских отношений, что наносит ущерб физическому и психологическому здоровью ребенка, его благополучию Многие родители осознают недостатки воспитания своих детей, но зачастую им не хватает элементарных знаний по педагогике, психологии, чтобы решить возникающие проблемы

Анализируя ситуацию (в нашем случае через анкетирование родителей, индивидуальные беседы с родителями и детьми, анализ социального паспорта семей воспитанников, посещающих детское учреждение) мы пришли к выводу, что родителям нужна методическая помощь, знания о психофизическом развитии детей, о важности психоэмоционального состояния членов семьи, о методах и приемах взаимодействия с детьми. Одной из эффективных форм поддержки семьи может стать организация на базе детского сада творческого объединения родителей, педагогов, детей. Здесь родители посредством общения друг с другом, педагогами, могут получить ответы на интересующие их вопросы, совместно находить пути решения конкретных проблем. Конечно, родители имеют возможность получить информацию в Интернете, общаться на форумах, но ничто не заменит личного эмоционального общения друг с другом и педагогами, направленную на взаимную помощь и поддержку в воспитании детей дошкольного возраста. Ведущей и значимой целью деятельности творческого объединения должно являться сохранение психологического и физического здоровья детей и родителей, гармонизация межличностных и внутрисемейных отношений, основанных на взаимопонимании, поддержке и уважении друг друга

Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад – первый несемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается систематическое психолого – педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов во многом зависит дальнейшее развитие ребенка.

Объект проекта:

Психолого – педагогическое просвещение родителей дошкольников.

Предмет проекта:

Тип проекта:

Практико – ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный.

Участники проекта:

Педагоги дошкольного образовательного учреждения, воспитанники, родители.

Условия реализации проекта:

Заинтересованность детей и родителей, целенаправленность, вариативность форм и методов, сотрудничество, открытость, системность работы.

Направления деятельности:

    Просветительское – предоставление информации для психолого- педагогической культуры родителей

    Практически действенное – повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявления творческих способностей, полноценном эмоциональном общении

Цель проекта:

Обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого – педагогической помощи родителям, поддержка всестороннего развития личности детей.

Задачи:

    Создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами.

    Оказание консультативной помощи родителям по вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста.

    Активизация и обогащение психолого – педагогических знаний и умений родителей.

    Развитие творческих способностей детей и родителей в совместной деятельности.

    Обобщение и пропаганда положительного опыта семейного воспитания

Условное разделение работы с родителями:

    Все родители – в рамках родительских собраний по повышению педагогической и психологической культуры

    Группа (подгруппа) родителей - в рамках творческого объединения по формированию навыков и умений с целью конструктивного общения и взаимодействия в системе родитель – ребенок

    Индивидуально – консультации, психолого – педагогическая поддержка.

Правила работы:

    Искреннее уважение к участникам проекта.

    Общение не во вред, а во благо.

    Тактичность и объективность.

Проект реализуется в три этапа:

    Подготовительный.

    Основной.

    Заключительный.

План реализации проекта:

Оформление паспорта ДОУ.

Оформление наглядной агитации.

Посещение семей воспитанников на дому.

Анализ социального паспорта семей воспитанников, посещающих детский сад.

Проведение конкурса «Лучший родительский уголок»

Создание сайта ДОУ.

Октябрь – ноябрь

В течении года

Заведующий ДОУ, старший воспитатель

Выявление запросов родителей по организации учебно – воспитательной работы с детьми

Составление перспективного плана работы

Анкетирование родителей

« Мама, папа, детский сад и я – вместе дружная семья».

Индивидуальные беседы с родителями по теме « Мои ожидания»

Проведение дня открытых дверей

Почтовый ящик.

Обсуждение общих вопросов по организации эффективной работы с семьей.

Октябрь

Октябрь

Август

В течении года

В течении года

Ст. воспитатель, воспитатели,

Педагог - психолог

Основной этап

Установление партнерских отношений между всеми участниками проекта

Оформление домашней игротеки.

Организация совместного проведения праздников.

Организация походов и экскурсий.

Оформление совместных фотовыставок и вернисажей творческих работ.

Создание творческого объединении «Голубой вагон»

В течении года

октябрь

воспитатели

Ст.воспитатель

Привлечение родителей к сотрудничеству

Работа в творческом объединении «Голубой вагон».

Формирование библиотеки для родителей.

Выпуск творческих буклетов «Голубой вагон».

Консультирование по вопросам воспитания, обучения, развития, сохранения физического и психоэмоционального здоровья детей.

Проведение родительских собраний.

По плану

Апрель

ежемесячно

в течении года

по плану

Ст. воспитатель,

Наглядное информирование родителей

О традициях ДОУ, сотрудниках, группах, программах и технологиях работы с детьми.

О возрастных особенностях дошкольников.

О значении семейного воспитания.

О творческих способностях детей дошкольного возраста и др.

В течении года

Заведующий ДОУ,

ст. воспитатель,

Педагог – психолог, воспитатели

Педагогическое просвещение родителей, осуществление взаимодействия семьи и ДОУ

Родительские собрания.

Функционирование творческого объединения «Голубой вагон».

Семинары – практикумы.

Деловые игры.

Диспуты.

«Час общения»

Консультации.

День открытых дверей «Первый раз в детский сад».

Участие в праздниках, совместной деятельности.

По плану

По плану

Январь

Февраль

Декабрь

В течении года

Август

В течении года

Ст. воспитатель,

Педагог – психолог, воспитатели

Заключительный этап

Подведение итогов

Итоги работы над проектом

Анализ реализации проекта с привлечением родителей.

Определение перспектив дальнейшей работы.

Выявление уровня осведомленности и усвоения родителями форм и правил воспитания и обучения дошкольников

май

Участники проекта

Работа с социумом:

    Больница – банк данных, беседы, консультации, справки.

    КДН, ИДН – выявление и работа с семьями, находящимся в социально опасном положении

    Школа – преемственность, оформление единого социального паспорта семей воспитанников

Обратная связь:

    Анкеты.

    Ответы на вопросы из почтового ящика (почта доверия)

    Консультации по запросу.

    Рефлексия совместной деятельности.

    Составление плана работы с учетом пожеланий родителей

Ожидаемый результат:

Применение современной технологии нравственно – духовного развития будет способствовать повышению психолого- педагогической культуры родителей, изучение ими самих себя, своей семьи, своих отношений с окружающими людьми, своих знаний по вопросам воспитания и развития детей.

Новизна отношений ребенок- родитель – педагог определяется понятиями «сотрудничество», « взаимодействие», «рефлексия».

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие – представляет способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В “Словаре русского языка” С.И. Ожегова сказано так: взаимодействие – взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка.

Педагогическая рефлексия – это умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок.

Родителям следует не только сообщать педагогические знания, стимулировать их интерес к педагогике и проблемам воспитания детей, но и формировать их родительскую позицию. Ведь зачастую знания у родителей есть, но они не могут ими воспользоваться в силу различных причин. Очень важно формировать у родителей умение применять полученные знания, связывать теорию и практику. Здесь необходимо выделить понятие «педагогическая рефлексия», которое включает в себя умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически её оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективности используемых методов, осуществлять выбор методов воздействия на ребёнка, адекватных его особенностям и конкретной ситуации. О. Л. Зверева рекомендует использовать анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной воспитательной деятельности, применение домашних заданий. Такие методы помогают формировать родительскую позицию, повышают активность слушателей, актуализируют полученные знания, помогают посмотреть на ситуацию глазами ребёнка, понять его.

Используемая литература:

    Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет: диагностика, тренинги, занятия / авт.- сост. Коробицына Е.В.- Волгоград:Учитель,2009.

    Родительские собрания / авт.- сост. Кыласова Е.Л. (и др.).- Волгоград: Учитель,2013.

    Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие/ Под ред. Микляевой Н.В. – М.: ТЦ Сфера, 2012

    Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями/ авт.- сост. Москалюк О.В., Погонцева Л.В.- 2-е изд.-Волгоград: Учитель,2012.

    Родительские собрания в детском саду: /авт.- сост. Чиркова С.В.- М.: ВАКО,2011

    Детский сад и семья/ под ред. Марковой Т.А.-М.: Просвещение, 1981

    Воспитателю о работе с семьей: Методическое пособие для детского сада / Загик Л.В. и др.: Просвещение,1989

    Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.- М.: ТЦ Сфера,2009

    Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно- образовательного процесса в ДОУ. Часть 1- М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008

    Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно- образовательного процесса в ДОУ. Часть 2- М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008

    Арнаутова Е.П. Социально – педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях /Детский сад от А до Я-2004

    Махов Ф.С. Кого мы растим: Беседы о материнском и отцовском воспитании / -М.: Профиздат,1989

просвещения родителей

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Глава 1.

Теоретические основы проблемы воспитания педагогического просвещения родителей. . . . . . . . . .

Понятие и сущность педагогического просвещения родителей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Современные исследования по проблеме воспитания педагогического просвещения родителей в ДОУ. . . . . . .

Глава 2.

Формы и методы педагогического просвещения родителей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Приложения

Приложение 1. Примерные темы для оформления информационных папок. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Приложение 2. Примерные темы для обсуждения с родителями

Введение

Детство - уникальный период в жизни человека. Именно в это время формируется здоровье, происходит становление человека. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути ребенка окружают самые главные люди в его жизни - родители, которые являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте, но воспитывать детей невозможно без определённых знаний по педагогике и психологии. Родители нередко полагаются на свой индивидуальный опыт, не задумываясь над последствиями неверных воспитательных воздействий на ребенка, недооценивают силу педагогических знаний и умений.

С поступлением ребенка в детский сад его окружают новые люди - педагоги. Чтобы грамотно воспитывать ребёнка, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте и т. д. Однако родители часто допускают типичные ошибки в воспитании детей, испытывают определённые трудности. Задача педагогов дошкольного учреждения - помочь родителям в воспитании детей.

Укрепление и развитие взаимодействия детского сада и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармонической личности. Главной ценностью педагогической культуры является ребенок - его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека. Однако в культуре, в том числе и педагогической, не всегда действуют силы, обеспечивающие ее направленность на удовлетворение потребностей человека.

В настоящее время уровень педагогической культуры основной массы родителей недостаточно высок, что отрицательно сказывается на результатах их воспитательной деятельности, проявляется в низком уровне воспитанности многих современных детей. Так, в последнее время наметилась тенденция: родители, отдав ребенка в детский сад, перестают принимать участие в преодолении трудностей, с которыми они встречаются, не желают участвовать в жизни ДОУ, а ведь именно взаимодействие педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании жизненных ориентаций.

В связи с этим цель исследования - раскрыть содержание, формы и методы работы педагога с родителями в дошкольных учреждениях, необходимые для их педагогического просвещения, способствующие эффективному взаимодействию ДОУ с семьей.

Задачами исследовательской работы являются:

1. Выделение форм и методов работы педагога с родителями, способствующих их педагогическому просвещению с целью возникновения интереса к обсуждаемому материалу и желания активно участвовать в жизни ДОУ.

2. Систематизация форм и методов педагогического просвещения родителей в ДОУ.

Практическая значимость исследования заключается в обобщении форм, методов и содержания педагогической деятельности, формирующей эффективное взаимодействие образовательного учреждения с семьей, поиск эффективных приемов решения нестандартных ситуаций, повышение ответственности за воспитание и развитие ребенка.

Глава 1. Теоретические основы проблемы воспитания педагогического просвещения родителей

  1. Понятие и сущность педагогического просвещения родителей

Педагогическое просвещение - одна из традиционных форм взаимодействия педагогов учреждений образования и родителей (раздел методики работы с родителями), родительский всеобуч. Разнообразные формы работы с родителями должны быть взаимосвязаны и представлять единую стройную систему (лекции, практикумы, семинары, беседы, консультации и др.), предусматривающую ознакомление родителей с основами теоретических знаний, с новаторскими идеями в области педагогики и психологии, в большей степени с практикой работы с детьми.

Целесообразно организованное взаимодействие педагога и родителей должно осуществляться поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Правильно организованная работа носит обучающий характер. Педагог должен опираться на положительный опыт семейного воспитания, распространяя его, используя в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных.

Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателями, социальными педагогами и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.

Вторая задача - вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, их усвоение в теоретической и практической деятельности. Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом. Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение. Взаимодействие детского сада и семьи в едином воспитательном процессе базируется на общих основаниях, они осуществляют в воспитании одни и те же функции: информационную, собственно воспитательную, контролирующую и др.

Родители являются направляющей силой и образцом для подражания, они играют ни с чем не сравнимую роль в становлении подрастающего человека как личности. Родители формируют социальный микромир, отражающий в себе всю совокупность общественных отношений. Также они дают ребенку представления о жизненных целях и ценностях, от них ребёнок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. В процессе воспитания у детей вырабатываются привычки поведения и критерии оценки добра и зла, допустимого и недопустимого.

Прямая функция родителей - обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре страны, ее нравственным нормам, традициям народа. Но все это невозможно без систематического просвещения родителей.

Положительно влияя на весь строй семейной жизни, педагогическая культура родителей служит основой собственно педагогической деятельности отца и матери, помогает им избегать традиционных ошибок в семейном воспитании и находить верные решения в нестандартных ситуациях.

Педагогическое просвещение родителей - это деятельность общественных структур и институтов с целью формирования у родителей знаний, умений по воспитанию своих детей в семье, по формированию педагогической культуры населения.Цель педагогического просвещения родителей заключается в вооружении отцов и матерей определенным минимумом знаний, оказании им помощи в организации самообразования, формировании воспитательных навыков и умений.

Содержание педагогической культуры имеет следующие аспекты: знания по психологии, физиологии детей, медицине; знания и умения педагогические, приемы общения, программы и методики воспитания; ценностно-нравственное сознание родителей, их понимание своей роли, ответственности в воспитании, их педагогические убеждения. Отсутствие у родителей знаний приводит к тому, что воспитание в семье осуществляется вслепую, что сказывается и на развитии ребёнка, и на уровне его воспитанности.

Необходимо заметить, что формирование педагогического просвещения родителей начинается с детства. Это происходит за счёт усвоения детьми уроков, даваемых взрослыми, подражания им; воздействия воспитателей, усвоения используемых ими педагогических приёмов, манеры общения; общения с другими детьми. Продолжается формирование этого качества в собственной деятельности родителей по воспитанию детей, а также в процессе их самообразования и самовоспитания. Ребёнок же, наблюдая за родителями, очень рано подсознательно усваивает и многие приёмы педагогического воздействия, а, став взрослым, использует их в воспитании собственных детей.

Исследования показывают, что большая часть семей осуществляет воспитание на низком уровне: детей воспитывают стихийно, неосознанно, безответственно, следуют моделям поведения своих родителей, перекладывают воспитание на детский сад, не знают, что и как надо делать для воспитания детей в семье. Исходя из того, что в настоящее время уровень педагогической культуры основной массы родителей недостаточно высок, что отрицательно сказывается на результатах их воспитательной деятельности, возникает необходимость повышения педагогической культуры родителей.

1.2. Современные исследования по проблеме воспитания педагогического просвещения родителей в ДОУ

В настоящее время многие педагоги занимаются исследованиями по проблеме воспитания педагогической культуры родителей.

Детские трудности рассматриваются как семейные, которые нельзя рассматривать в отрыве от проблем семьи. Без убежденности других членов семьи в необходимости перемен вероятные причины таких проблем не будут устранены.

Педагоги Зверева О.Л. и Кротова Т.В. считают, что в работе педагога с родителями ДОУ очень важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто читать им доклады или лекции. Важно активизировать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье с помощью проведения семейных досугов, следования семейным традициям и т. д. Семья и детский сад дают ребенку определенный социальный опыт, но только во взаимодействии друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Поэтому педагогическому коллективу необходимо быть чутким к запросам семьи и компетентным в решении современных задач воспитания и образования.Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.Свирская Л.С. полагает, что для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую сплоченную семью, жизнь которой интересна, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье. Таким образом, целесообразно значительную часть образовательной работы организовывать одновременно с детьми и родителями, а возникающие проблемы, поставленные задачи решать сообща и объединить усилия для достижения эффективных результатов.

Взаимодействие педагогов и родителей - это многообразие организации их совместной деятельности и общения. Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Универсальной формой взаимодействия педагога с родителями является родительское собрание. Традиционно повестка дня включает в себя чтение доклада, но от этого следует уходить и вести диалог с использованием методов активизации родителей. От воспитателя требуется творческий подход к материалу: поиск новых примеров, использование своих методов активизации родителей, направленных на появление у слушателей интереса к изучаемой проблеме, на возникновение у них ассоциаций с собственным опытом воспитания детей, переосмысление своей родительской позиции. При этом необходимо учитывать потребность родителей в знаниях. Главное, чтобы родители не являлись только пассивными слушателями. С этой целью необходимо задавать вопросы слушателям, приводить примеры из практики воспитания детей в семье и детском саду, анализировать педагогические ситуации, предлагать родителям просмотр видеофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок и т. д.Педагог Метенова Н.М. считает, что главные участники в подготовке собрания - это дети. Они изготавливают приглашения в виде игрушек, конструкций, аппликаций с использованием бросового и природного материалов и вручают их родителям. С помощью воспитателя дети записывают на магнитофон вопросы для родителей. Ребята решают, кого из сказочных героев пригласить на родительское собрание и как подготовиться к встрече. В ходе подготовки к родительскому собранию педагог предлагает провести анкетирование родителей по теме собрания; изготовить приглашения каждой семье с учётом темы собрания; записать на магнитофон ответы детей; провести заседание родительского комитета, целью которого является распределение обязанностей по подготовке собрания и подбор оборудования и материалов.

В настоящее время собрания вытесняются новыми нетрадиционными познавательными формами, такими как «КВН», «Педагогическая гостиная», «Круглый стол», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца», «Ток шоу», «Устный журнал». Такие формы построены по принципу телевизионных и развлекательных программ, игр, они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.

Нетрадиционные познавательные формы предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приёмами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Однако здесь изменены принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнёра по общению. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей.

Одной из наиболее доступных форм установления связи с семьёй являются педагогические беседы с родителями. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Целью педагогической беседы является обмен мнениями по тому или иному вопросу, её особенность заключается в активном участии и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Воспитатель продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые они хотели бы получить ответ. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника. От детально продуманного начала беседы зависит её успех и ход. Воспитателю следует подобрать рекомендации, подходящие для данной семьи, создать соответствующую обстановку. Также можно спросить у родителей, как им удалось добиться положительных результатов в воспитании, тактично остановиться на проблемах воспитания ребёнка, которые необходимо доработать, и дать конкретные советы.

Глава 2. Формы и методы педагогического просвещения родителей

Педагогическое просвещение - раздел профилактической деятельности педагога, направленный на формирование у родителей положительных установок к педагогической помощи и расширение их кругозора в области педагогического знания.

Психологическое просвещение - основной способ и одновременно одна из активных форм реализации задач профилактической работы педагога с родителями.

Выделяются следующие формы и средства педагогического просвещения родителей.Формы - индивидуальные, групповые, эстрадные представления, публичные выступления и др.Средства - вербальные (беседа, лекция, тематический КВН), публицистика (печатные и электронные СМИ), наглядные (плакат, буклет, памятка), интерактивные.В настоящее время также используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные:

Наглядная пропаганда;

Родительские собрания;

Беседы и консультации;

Конференции родителей;

Устные журналы;

Анкетирование;

Дни открытых дверей;

Круглые столы;

Организация клубов;

Организация деловых игр.

Стоит коснуться некоторых форм и методов более подробно.

а) Наглядная пропаганда.

Осуществляя педагогическую пропаганду, можно использовать сочетание различных видов наглядности. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок и др., но и непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно давать родителям нужную педагогическую информацию. Можно постоянно оформлять групповые стенды типа «Для вас, родители!», содержащие информацию по двум разделам: повседневная жизнь группы -различного рода объявления, режим, меню и т.п., и текущая работа по воспитанию детей в детском саду и семье.В начале года, как правило, на педсовете обсуждают годовой план работы. Затем педагоги информируют родителей о задачах воспитания по определенному разделу на квартал, сообщают программное содержание занятий, дают советы родителям, как в семье может быть продолжена работа, осуществляемая в детском саду. Под общим заголовком, к примеру, «Сегодня на занятии» помещаются выписки из календарных планов, краткие выписки о выполнении программы.С большим удовольствием родители рассматривают работы детей, выставленные на специальном стенде: рисунки, лепка, аппликации и т.д.В разделе «Советы и рекомендации» под руководством психолога и медицинской сестры помещаются рекомендации по различным вопросам, приводятся отчеты членов родительского комитета.Тематика материалов стенда должна зависеть как от возрастных особенностей, так и от особенностей семей. В подготовительной группе материалы стенда можно посвятить следующим темам: «Чему должны научиться дети в подготовительной группе к школе», «Совместная подготовка детей к школе в семье и детском саду» и т.д.Большое значение следует придавать оформлению общих тематических стендов и выставок. Обычно их готовят к праздникам, таким как «Здравствуй, Новый год!», «Скоро в школу» и т.п., а также они посвящаются определенным темам, например, «Любовь, дружба, взаимное уважение - основа нормального развития детей» (для многодетных семей), «Воспитание трудолюбия в семье», «Я сам», «Мир вокруг нас» и т.д.Желательно оформлять выставки на темы, касающиеся различных аспектов воспитания (трудового, эстетического и т.д.): «Мы трудимся -стараемся», «Красота и дети», «Мы и природа»При знакомстве родителей с физическим воспитанием в семье на выставке можно использовать фотографии, текстовой материал о пользе физических упражнений, перечень основных движений, которыми должны овладеть дошкольники.Родители проявляют большой интерес к тому, как живут дети в детском саду, чем занимаются. Знакомить родителей с этим лучше всего путем проведения дней открытых дверей. К их проведению необходимо прилагать большие усилия и методистов, и педагогов, и психологов. Подготовку к этому дню стоит начинать задолго до намеченного срока: подготовить красочное объявление, продумать содержание воспитательно-образовательной работы с детьми, организационные моменты. Перед началом просмотра занятий необходимо рассказать родителям, какое занятие они будут смотреть, его цель, необходимость проведения.

Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной, сравнить поведение и умения ребенка с поведением и умениями других детей, перенять у педагога приемы обучения и воспитательных воздействий.Наряду с открытыми днями проводятся дежурства родителей и членов родительского комитета. Широкие возможности для наблюдения предоставляются родителям во время прогулок детей на участке, в дни праздников, вечеров развлечений. Эта форма педагогической пропаганды очень действенна и помогает педагогическому коллективу преодолеть еще встречающееся у родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании детей.В работе с родителями можно использовать такую динамичную форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки. Также они помогают и при индивидуальном подходе в работе с семьей. В годовом плане необходимо заранее предусмотреть темы папок, чтобы педагоги могли подобрать иллюстрации, подготовить текстовой материал. Темы папок могут быть разнообразными: от материала, касающегося трудового воспитания в семье, материала по эстетическому воспитанию до материала по воспитанию детей в неполной семье

О папках-передвижках следует упоминать на родительских собраниях, рекомендовать ознакомиться с папками, давать их для ознакомления на дом. Когда родители возвращают папки, воспитателям или педагогам желательно провести беседу о прочитанном, выслушать вопросы и предложения.Следует серьезно относиться к такой форме работы, как наглядная пропаганда, правильно осознавать ее роль в педагогическом просвещении родителей, тщательно продумывая содержание, художественное оформление папок, стремясь к единству текстового и иллюстративного материалов.Сочетание всех форм наглядной пропаганды способствует повышению педагогических знаний родителей, побуждает их пересматривать неправильные методы и приемы домашнего воспитания.

б) Родительские собрания.

Обычно родительские собрания проходят традиционно - это доклад воспитателя на какую-то тему и обсуждение организационных вопросов. Как правило, на собраниях такого типа родители не проявляют никакой активности. А пассивность - это показатель либо незаинтересованности, либо того, что сама форма проведения собрания не располагает к высказываниям со стороны родителей. Это говорит о том, что необходимо срочно пересматривать формы проведения родительских собраний.Однако многие дошкольные образовательные учреждения используют новаторские формы проведения.Для совершенствования проведения мероприятия необходима организация семинаров-практикумов, на которых стоит рассматривать вопросы подготовки и проведения родительских собраний, пути повышения активности родителей. Также можно провести обсуждение рекомендаций, которые даются по этим вопросам в пособиях, определить общие требования к подготовке и проведению собрания.Некоторые родительские собрания можно делать открытыми, чтобы на нем могли присутствовать воспитатели других групп. Совместно с методистом и педагогами группы обсуждается план мероприятий по подготовке к собранию, составляется вопросник для родителей. Объявить о собрании следует заранее - за одну-две недели до его проведения. Также заранее выясняется, кто может выступить на собрании.

Активное собрание родителей предусматривает собой показ занятий-бесед, затем обсуждение увиденного, раздача памяток по теме собрания.Организуя родительские собрания по такой схеме можно за короткое время добиться результатов: родители становятся более заинтересованными в жизни детского сада, более активными в его работе. Такая форма дает возможность родителям заново узнать своего ребенка, наблюдая его в условиях детского сада, когда в свободной беседе обсуждаются педагогические проблемы. Это способствует повышению чувства ответственности за воспитание детей, сплачивает коллектив родителей, положительно сказывается на взаимоотношениях детского сада и семьи.

в) Деловые игры.

Деловая игра - простор для творчества. Она максимально приближает участников игры к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку.Примерная структура игры имеет следующий характер:

1. Подготовительный этап, который включает в себя определение цели, задач игры, организационных правил, регламентирующих ход игры, выбор действующего лица (лиц) в соответствии с ролями, подготовку необходимого наглядного материала и оборудования

2. Ход игры, заключающийся в выполнении всеми участниками игры необходимых правил и действий.

3. Итог игры, выражающийся в анализе ее результатов.

Целью деловых игр является выработка и закрепление определенных навыков, умения предупредить конфликтные ситуации. Роли в деловых играх могут распределяться по-разному. В ней могут участвовать воспитатели, заведующие, педагоги, родители, члены родительского комитета и др. В деловой игре также принимает участие референт (их может быть несколько), который ведет наблюдение за своим объектом по специальной карточке наблюдения. Темой деловых игр могут быть разные конфликтные ситуации.

г) Вечера вопросов и ответов.

Вечера вопросов и ответов представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий. Родителям не позднее чем за месяц объявляется о проведении этого вечера. В течение этого времени методисты и воспитатели должны к нему готовиться: собирать вопросы, группировать, распределять их в педагогическом коллективе для подготовки ответов. На вечере вопросов и ответов желательно присутствие большинства членов педагогического коллектива, а также специалистов-медиков, логопедов, психологов и др. в зависимости от содержания вопросов. С целью организации поступления вопросов от родителей методисты и воспитатели обычно используют родительские собрания, анкеты, всевозможные опросники. На родительских собраниях сообщают время проведения вечера вопросов и ответов, предоставляют возможность продумать вопросы и зафиксировать их на бумаге, также у родителей есть возможность продумать вопросы дома и вручить педагогу позже.

д) Встречи за круглым столом.

Встречи за круглым столом расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов. Оформление мероприятия имеет большое значение. Зал следует особо украсить, специально расставить мебель, обратить внимание на музыкальное оформление, что должно располагать к раздумьям и откровенности. Темы встречи могут быть различными. Беседу следует начинать активистам-родителям, затем в нее должны включиться психолог, врач, дефектолог, логопед, воспитатели, остальные родители. Можно предложить для обсуждения различные темы, ситуации, проблемы, возникающие при воспитании детей в различных типах семей, что еще больше активизирует участников встреч (Приложение 2). В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы. Обобщить и закончить встречу может психолог или старший воспитатель.

Заключение

Главной ценностью педагогической культуры является ребенок - его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека. Чтобы родители могли грамотно воспитывать детей, необходимо повышать их педагогическую культуру. С целью достижения высокого уровня воспитанности детей необходимо сотрудничество детского сада и семьи, взаимодополняющего, взаимообогащающего влияния семейного и общественного воспитания.

Каждая форма общения педагога с родителями имеет определённые цели и задачи. Систематическое применение в работе с родителями разнообразных форм ведёт к привлечению внимания родителей к проблемам воспитания детей, получению необходимого минимума знаний и, таким образом, повышению педагогической культуры. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей.

В результате исследования мы пришли к выводу, что просвещенным может считаться тот родитель, который наряду с общей эрудицией знаком с педагогикой, психологией и медициной. Кроме знаний о детстве нужны умения, чтобы их использовать. Чтобы быть просвещенной родителем, надо постоянно применять эти знания и умения, а это очень трудно. Просвещенное родительство складывается из знаний о ребенке (его воспитании, этапах развития, индивидуальных особенностях и т.п.), из специальных умений обеспечить это развитие и, главное, из применения этих знаний и умений на практике. Родитель должен ориентироваться в этих знания и умениях, то есть знать общие этапы развития ребенка (физиологического и психического), понимать их связь, осознавать основные принципы развития - что, зачем и как развить. Было установлено, что умение вовремя использовать нужный прием - еще одно важное качество просвещенного родителя. Оно непосредственно связано со способностью видеть проблемы и их причины, предвидеть следствия действий или поступков ребенка, то есть со способностью родителя педагогически мыслить. Педагогическое мышление отличается тем, что оно всегда направлено на ребенка в совокупности связей его внутреннего мира с внешним. Эта трудная работа, требующая умения абстрагироваться от себя и сосредоточиться на ребенке. Однако можно многое уметь и еще больше знать, но не применять этого в жизни.

Этап применения - это непосредственный контакт с ребенком. Непосредственный контакт - это всегда творческая работа просвещенного родителя, который в любой момент времени понимает, что он делает с ребенком и для ребенка. Педагогическое творчество требуется от родителей из-за непредсказуемости тех ситуаций, которые непрерывно выстраивает ребенок. Задача педагога - помочь найти причину в сложившейся ситуации и подтолкнуть родителя к самостоятельному творческому поиску решения.

Первая трудность в применении педагогических знаний и умений заключается в непредсказуемости конкретной ситуации, что требует от родителей постоянного педагогического творчества, экспромта, а не использование готовых стереотипов.

Вторая трудность исходит из недостатка родительского терпения в деле воспитания. Маме значительно легче самой убрать игрушки или покормить ребенка с ложки, чем ждать, пока он справиться с этим сам. Спешащие, нетерпеливые родители воспитывают иждивенческие черты у своих детей и, конечно, не являются педагогически просвещенными.

Третья трудность в применении самых прогрессивных знаний, самых светлых идей воспитания заключается в необходимости постоянности этого процесса. Воспитание не может носить фрагментарный характер. Фрагментарность стирает все достижения воспитания. Ребенок не должен разрываться между вчерашним «нельзя», сегодняшним «можно» и завтрашним «опять нельзя» из-за непоследовательности и непостоянства взрослых. Однако также следует иметь в виду, что противоположностью фрагментарного воспитания является непрерывное назидание.

Таким образом, проведённое исследование показало, что использование разнообразных форм работы педагога с родителями в ДОУ с применением методов активизации родителей будет способствовать повышению уровня их педагогической просвещенности.

Список литературы

1. Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ [Текст] / Г. А. Антипина // Управление ДОУ. - 2011. - № 12. - С. 95-98.

2. Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект [Текст] / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 80 с.

3. Зверева, О. Л. Родительские собрания в ДОУ [Текст]: методическое пособие / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 128 с.

4. Лагутина, Л. Ф. Детский сад как сообщество сотрудников, детей и родителей [Текст] / Лагутина Л. Ф. // Воспитатель ДОУ. - 2010. - №17. - С. 114-118.

5. Метенова, Н. М. Родительские собрания в детском саду. 2-я младшая группа [Текст] / Н. М. Метенова. - М.: Скрипторий 2003, 2008. - 104 с.

6. Петрущенко, Н. А. Детский сад и семья - взаимодейс

Консультацию подготовила: Двойченко М.В.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.