Тенденции и перспективы развития системы дошкольного образования. Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках фгос. Перспективы развития дошкольного образования в России

Охарактеризуем тенденции развития дошкольного образования России, его перспективы, опираясь на данные, опубликованные в работе Л.А. Парамоновой Парамонова, Л.А. Дошкольное образование в России: состояние, тенденции, перспективы // Образование в социально-гуманитарной сфере Российской Федерации/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2007. -№ 2 (195) -С.12..

Произошедшие резкие изменения в общественной, экономической, социальной и демографической ситуации в стране привели к следующему - увеличилось число семей социального риска, матерей-одиночек и безработных женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста, семей, доходы, которых значительно ниже прожиточного минимума, семей беженцев и переселенцев. Семья переживает в России тяжелейший кризис: растет число внутрисемейных конфликтов, разводов, резко сократилась рождаемость. Возникает опасная тенденция переориентации семьи с функций воспитания на простое выживание. В результате чего происходит неправильная социализация живущих в таких семьях детей: у них не формируется представление о ценности семейной жизни, возникает индивидуалистическая, пассивная или агрессивная жизненная позиция, что в скором будущем может привести к социальному взрыву.

Дошкольное воспитание как первая ступень образования, на которой закладываются основы социальной личности, и важнейший институт поддержки семьи за последние 10 лет прошло сложный путь вписывания в новые реалии. Первоначальное резкое сокращение охвата детей дошкольным воспитанием к 1995 году стабилизировалось. В настоящее время около 55 % детей посещает детские сады (например, в скандинавских странах, таких детей - около 90 %) Парамонова, Л.А. Дошкольное образование в России: состояние, тенденции, перспективы // Образование в социально-гуманитарной сфере Российской Федерации/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2007. -№ 2 (195).- С.14.. Основными причинами отказа от детского сада является неплатежеспособность родителей и, реже, состояние здоровья ребенка. Вместе с тем дети даже в обеспеченных семьях, не посещающие детские сады, как правило, не получают должного воспитания, воспитательные функции перекладываются на телевизор, компьютер.

Практически исчезла сеть ведомственных детских садов, хотя в крупных городах, например, в Москве многие из них были переданы в муниципальную собственность и сохранены для детей. В целом по России наблюдается тенденция перепрофилирования бывших ведомственных детских садов и продажа их зданий.

Как показывают многолетние исследования, полноценное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни - полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает необходимые ребенку интимно-личностные взаимоотношения, формирование чувства защищенности, доверия и открытости миру. Вместе с тем, семья и сама нуждается в поддержке, которую и призван оказывать ей детский сад - родители могут работать и учиться, профессионально и личностно совершенствоваться, не испытывая при этом чувства вины, что ребенок в это время заброшен, они могут быть уверены, что ребенок находится в комфортных условиях, нормально питается, с ним занимаются педагоги. К тому же система дошкольного воспитания традиционно дифференцированно подходила к родительской плате, малообеспеченные семьи получали льготы, т.е. осуществлялась их адресная поддержка. Очевидно, что современных условиях традиция дифференцированной родительской платы должно быть сохранена.

Главное преимущество детского сада наличие детского сообщества, благодаря которому создается пространство социального опыта ребенка. В силу этого необходимы усилия государства и общества, направленные на обеспечение полного охвата различными формами дошкольного воспитания детей хотя бы с 4-5 лет с целью их полноценного развития, а не “натаскивания” к школе.

В настоящее время изменилась и сама система дошкольного воспитания. Введена дифференциация дошкольных образовательных учреждений по видам и категориям. К существовавшему ранее единственному виду - “детский сад” добавились новые - детский сад с приоритетным осуществлением интеллектуального или художественно-эстетического, или физического развития воспитанников, детский сад для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, присмотра и оздоровления, центр развития ребенка и др. С одной стороны, это позволяет родителям выбирать образовательное учреждение, соответствующее их запросам, с другой стороны, большинство этих видов (за исключением, коррекционных - для детей с серьезными нарушениями в здоровье) не отвечает закономерностям детского развития. В дошкольном возрасте находятся в стадии становления физические и психические функции, формируются первичные духовные ценности, интеллект ребенка, его творческое начало, широкая сфера интересов и др., и в связи этим неправомерно выделение той или иной приоритетной линии развития; специализация абсурдна по отношению к дошкольнику и нарушает право ребенка на разносторонность и целостность развития.

Значительно важнее учесть потребности современной семьи в различных формах организации функционирования дошкольных учреждений. Требуется увеличение количества групп для детей раннего возраста (от 2 месяцев до 3 лет), групп с круглосуточным и вечерним пребыванием детей, праздничного и выходного дня, групп кратковременного пребывания (2-3 раза в неделю на 3-4 часа) и др.

Наличие же высших и низших категорий, присваиваемых дошкольным учреждениям разных видов по итогам аттестации, изначально ставит детей в неравные стартовые условия развития и нарушает права ребенка на получение доступного и качественного образования. Поскольку в учреждениях низшей категории соответствующие и образовательные услуги.

Гораздо целесообразно, чтобы все государственные дошкольные учреждения соответствовали одной “хорошей” категории, обеспечивающей полноценное воспитание и развитие детей. А родители, имеющие особые потребности (хотя это не факт, что это полезно для ребенка), могли бы пользоваться услугами негосударственных дошкольных учреждений. Проблема только в том, что эти учреждения нуждаются, как правило, в особом контроле со стороны государства.

В соответствии с проводимой реформой образования дети должны идти в школу с 6,5- 8 лет, исходя из уровня их готовности к обучению, состояния здоровья и пожеланий родителей. Вместе с тем в ряде регионов проводится политика убеждения родителей отдавать детей в школу с шести лет в массовом порядке, независимо от уровня зрелости ребенка, компетентности учителей в отношении работы с детьми этого, еще не школьного, возраста, наличия в школе необходимых условий - для игр, прогулок, самостоятельной деятельности детей и др.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН свыше 41 % детей 6-7 лет - функционально не готовы к обучению в школе (еще не созрели). Их число существенно увеличилось по сравнению с 1970-1980-ми годами. Причем большую часть среди них составляют мальчики (48,6 % против 28,6 % девочек). Результаты многолетних медицинских наблюдений за детьми, начавшими обучение с 6 лет, показывают, что “шлейф” школьных проблем в состоянии здоровья прослеживается у них на протяжении многих лет. На этом фоне активные попытки “рекрутировать” 6-летних детей в школы должны вызывать особую тревогу у профессионалов и общества в целом Парамонова, Л.А. Дошкольное образование в России: состояние, тенденции, перспективы // Образование в социально-гуманитарной сфере Российской Федерации/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2007. -№ 2 (195). -С.16..

Давление школы оказало существенное влияние и на саму организацию жизни детей в детском саду. Самоценность дошкольного детства ушла на второй план, во главу угла стала узконаправленная подготовка к школе. Жизнь детей становится строго регламентированной, а функции воспитателя, который раньше был для ребенка главным человеком, стали выполнять дополнительно работающие педагоги: экологи, инструкторы по физкультуре, преподаватели изобразительной деятельности, режиссеры и др. При таком сугубо школьном подходе теряется сама сущность детского сада, места, где ребенок может быть самим собой, заниматься под руководством воспитателя, хорошо его знающего, интересными развивающими делами (играть, конструировать, рисовать, слушать музыку, придумывать сказки и др.); разрушается детское сообщество.

Важно то, что в детской садах повышенной категории предусмотрено расширенное штатное расписание за счет введения в него дополнительных педагогов, специализирующихся в той или иной области. Что по сути неоправданно существенно удорожает для государства содержание детей в таких учреждениях. Заметим, что всю образовательную работу в детскому саду прекрасно могут вести воспитатели и музыкальный работник (как было всегда раньше).

Сегодня широкое распространение в системе образования получило тестирование. Ему подвергают детей практически с трехлетнего возраста, не говоря уже о шести- семилетках. Используются самые произвольные системы диагностических методик, порой не выдерживающие никакой критики. При этом не учитывается мировой опыт, показавший недостоверность прогностических возможностей теста в отношении развития маленьких детей. Тестирование проводится практическими психологами, часто получившими недостаточное психологическое образование как дополнительное за 3-6-9 месяцев.

Тесты, с помощью которых ограничивается доступ детей к обучению в тех или иных школах, травмируют детей, вызывают протест у их родителей и большинства педагогов, работающих с маленькими детьми. Процедура тестирования как инструмент отбора находится в прямом противоречии с юридическим и конституционным правом на образование.

Сегодня принято говорить, что у нас построено вариативная система образования. Однако наличие большого числа программ и технологий свидетельствует о пестром разнообразии, а не о вариативности.

Для выстраивания вариативного образования необходимо, в первую очередь, определить инвариант, т.е. обязательное сущностное ядро содержания образования. В его качестве выступают стандарты. При этом они не должны быть сведены к минимуму "подвального” уровня: ниже - провал. Они должны быть наполненными настолько, чтобы каждый ребенок имел возможность взбираться и выше, “к чердаку с большим окном”, через которое видна перспектива дальнейшего развития.

Такие стандарты фактически заложены в Примерной программе воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста, разработанной по заказу Министерства образования РФ авторским коллективом Центра “Дошкольное детство” им. А.В.Запорожца Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Л.А. Парамоновой. - М.: Издательский дом «Карапуз», 2004.- 199с., которая призвана стать ориентиром при создании вариативных программ. Она основана на деятельностном подходе, имеет развивающий характер, рассчитанный на потенциальные возможности ребенка, реализует принцип системности и здоровьесберегающий подход. Особое значение имеет воспитывающая направленность программы: ее содержание вводит в мир родной культуры и культуры других народов. Мультикультурное воспитание способствует формированию с малых лет патриотизма и толерантности. Программа позволяет поставить на место монологической педагогики педагогику диалога.

В ней представлены также интегральные показатели детского развития, позволяющие самому воспитателю, который постоянно находится рядом в детьми, оценивать, как растет и развивается ребенок (в один год, в три года, в пять лет, в шесть-семь лет) без привлечения традиционного психологического тестирования, строить в соответствии с индивидуальностью каждого ребенка свою педагогическую работу.

Организация работы с маленькими детьми в современных условиях предъявляет особые требования к профессионализму и личностным качествам педагогов. Вместе с тем сегодня молодые специалисты, получившие образование, практически не идут работать в детские сады. Причина этого не просто маленькая, а мизерная зарплата, не достигающая прожиточного минимума. Труд педагога в детском саду, отвечающего за жизнь и здоровье детей, ведущего многоаспектную воспитательную работу, требует огромных затрат душевных и физических сил. И только такие педагоги смогут достойно воспитать детей. Отсюда следует краткий вывод: достойным педагогам - достойную зарплату.

В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования предполагается ввести долевое финансирование, предполагающее оплату государством только фиксированного объема образовательных услуг детских садов. Однако специфика образования в дошкольном учреждении состоит в том, что оно, в отличие от школы, осуществляется в течение всего дня и не сводится только к учебным занятиям (необходимо научить ребенка мыть руки, правильно есть, вежливо вести себя в разных ситуациях, быть аккуратным, играть и сотрудничать с другими детьми и многому другому). Поэтому образовательные услуги дошкольных учреждений свести к 3-4 часам практически невозможно. Столь же неприемлемо разделение родительской оплаты за содержание ребенка (в основном, питания, в котором так нуждаются сейчас многие дети) и бюджетного финансирования образования.

Оптимальным решением является определение процента от общей стоимости содержания ребенка в детском саду, который составил бы размер оплаты, доступный большинству родителей при адресной поддержке малообеспеченных семей.

Развитие маленьких детей во многом зависит от окружающей их предметной среды (игрушек, пособий, материалов для рисования, лепки, конструирования, книг, музыкальных инструментов, физкультурного оборудования и др.).

Решение проблем организации различных форм охвата детей дошкольным образованием, достойной оплаты труда педагогов, доступности качественного детского сада для всех детей требует отдельного бюджетного финансирования на федеральном и региональном уровнях.

Организационная основа государственной образовательной политики на сегодняшний день - Федеральная целевая программа развития образования (ФЦПРО) Постановление Правительства от 23.12.2005г. № 803«О Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы» // Собрание законодательства РФ, 09.01.2006, №2, ст.186. . Охарактеризуем основные направления ФЦПРО.

В действующую программу, рассчитанную на 2006-2010 годы, включено и мероприятие по развитию дошкольного образования. Оно сформулировано как «создание системы образования детей старшего дошкольного возраста с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе». Это не означает, что дошкольное образование детей до 5 лет не будет развиваться. Просто до 2010 года это в большей степени относится к компетенции регионального и муниципального уровней управления образованием. На федеральном уровне речь идет о детях старшего дошкольного возраста.

В 2006 году в рамках ФЦПРО было выполнено несколько проектов. Остановимся на двух наиболее объемных и значимых.

Целью проекта, разработанного Институтом стратегических исследований в образовании Российской академии образования (ИСИО РАО), стала апробация различных организационных моделей дошкольного образования. Была научно и практически обоснована возможность функционирования дошкольных групп в общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования и учреждениях культуры. Дошкольные группы вне ДОУ, даже при их сравнительно малой численности (около 2% в 2002 году; 4,3% в 2006-м), способствуют решению проблемы увеличения охвата детей дошкольным образованием, особенно в сельской местности.

Задачами проекта, выполненного Елецким государственным университетом им. И.А. Бунина, были обновление существующего перечня видов ДОУ и предоставление равных стартовых возможностей детям старшего дошкольного возраста. Обновление перечня должно будет стать условием для дальнейшего развития организационной вариативности дошкольного образования, которая, в свою очередь, может дать толчок и для развития вариативности содержательной.

Результаты этих проектов уже оформлены в виде методических рекомендаций Министерства образования науки РФ, направлены во все субъекты РФ и напечатаны в журнале «Дошкольное воспитание».

Среди проектов, реализованных в 2007 году, также можно выделить два наиболее объемных исследования.

Первый проект, выполненный ИСИО РАО с привлечением специализированных организаций, - «Мониторинг состояния и развития системы дошкольного образования». Приведем несколько интересных цифр и фактов, полученных в результате этого исследования.

Согласно данным мониторинга, подавляющее большинство потребителей видят ценность детских садов в процессах обучения и воспитания, непосредственной подготовке детей к школе. Дошкольное образование для родителей - это «как можно больше обучения», то есть знаний, умений и навыков. Итоговая оценка работы детского сада чаще всего осуществляется ими по одному критерию: насколько их ребенок будет конкурентоспособен в школе, что значит - «вооружен знаниями до зубов».

Среди групп КП (кратковременного пребывания) наиболее востребованы группы с трехчасовым режимом пребывания (почти 65%). Привлекательность таких групп, по всей видимости, объясняется экономическими причинами: они не предполагают питания детей, что существенно снижает расходы родителей. Более 50% всех групп КП - это группы подготовки детей к школе, 28% - адаптационные группы.

Распределение дошкольных учреждений по видам (по данным ИСИО РАО):

Обычные детские сады - почти 60% (наиболее распространены в сельской местности, где нет необходимых условий и достаточного количества специалистов);

детские сады комбинированного вида - около 19%;

детские сады общеразвивающего вида - более 10%;

центры развития ребенка - чуть более 5%;

детские сады компенсирующего вида - 3,5%;

детские сады присмотра и оздоровления - 2%.

В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2008-2010 годы запланированы: разработка государственных требований к основной общеобразовательной программе; разработка государственных требований к условиям реализации программы; создание комплексной психолого-педагогической диагностики детей дошкольного возраста; создание модели оценки состояния системы дошкольного образования; изменение системы повышения квалификации кадров в соответствии с грядущими изменениями в содержании дошкольного образования; разработка требований к созданию предметно-развивающей среды дошкольных учреждений; создание моделей психологической и методической служб в сфере дошкольного образования; а также иные мероприятия.

Выводы по первой главе

Современное российское образование - это непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов. Образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование.

Дошкольные учреждения призваны решать комплекс задач, такие как: осуществлять охрану жизни и здоровья детей; обеспечивать их интеллектуальное, личностное и физическое развитие; приобщать к общечеловеческим ценностям; взаимодействовать с семьей в интересах полноценного развития ребенка. Для современных дошкольных учреждений характерны многофункциональность, разнотипность, свобода в выборе приоритетного направления учебно-воспитательного процесса, использовании образовательных программ.

2. Нормативная правовая база Российской Федерации по дошкольному образованию состоит из законодательных актов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, ведомственных правовых актов, а также из законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области образования.

Основным законодательным актом в области дошкольного образования является Конституция РФ, закрепляющая общедоступность дошкольного образования и его бесплатность. Из законодательных актов Российской Федерации системообразующим в области дошкольного образования является Закон «Об образовании». Конкретизируя и дополняя несовершенство действующего Закона «Об образовании», целый ряд указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ регулируют отношения в дошкольном образовании. Так, Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 утверждено Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, которым регулируется значительный массив отношений в области дошкольного образования.

3. Современный подход организации педагогического процесса в дошкольном учреждении основывается на выделении доминирующих воспитательно-образовательных целей. В качестве ведущей цели выдвигается воспитательная задача. Ее содержание определяется особенностями развития детей на определенном возрастном этапе и конкретными задачами воспитания. Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе. Программы, разработанные в нашей стране или заимствованные из зарубежной педагогики, имеют несомненные достоинства, оригинальность подходов к построению педагогической работы и разнообразие взглядов на ребенка и его развитие. Однако, формальное перенесение любой самой замечательной программы в существующую педагогическую ситуацию не сможет привести к положительному эффекту, так как программа должна соответствовать поставленным педагогическим целям и учитывать особенности конкретной детской группы.

4. В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2008-2010 годы запланированы: разработка государственных требований к основной общеобразовательной программе; разработка государственных требований к условиям реализации программы; создание комплексной психолого-педагогической диагностики детей дошкольного возраста; создание модели оценки состояния системы дошкольного образования; изменение системы повышения квалификации кадров в соответствии с грядущими изменениями в содержании дошкольного образования; разработка требований к созданию предметно-развивающей среды дошкольных учреждений; создание моделей психологической и методической служб в сфере дошкольного образования; а также иные мероприятия, которые в совокупности определят вектор дальнейшего развития дошкольного образования России.

В СССР была создана эффективная система дошкольного образования. Главными достижениями этой системы явились: теория воспитания и всестороннего развития детей дошкольного возраста; практико- апробированные вариативные направления воспитательно-образовательной работы; экономическая модель, обеспечивающая постоянное развитие дошкольного образования; система подготовки и переподготовки научно- педагогических кадров для учреждений ДО; промышленность, специально работавшая на детство, обеспечивающая его: игрушками, книгами, детским спортивным инвентарем и одеждой; социальная защита детства, родителей и законных представителей детей; педагогическое, психологическое и медицинское обеспечение детей.

После распада СССР его правопреемник – РФ провозгласила развитие образование первоочередной задачей страны. Первый Указ Президента тогда еще РСФСР от 11 июля 1991 года имел титул «О первоочередных мерах по развитию образования».

В Указе говорилось о необходимости не просто развивать всю систему образования, но и реформировать ее в соответствии с новыми вызовами времени. Содержательно Указ готовился в Минобразования республики, которое возглавлял в то время Э.Д. Днепров. В 1987 году Э.Д. Днепров стал руководителем ВНИК «Школа» при Гособразовании СССР. Этим ВНИКом была разработана концепция реформы советской школы. Реально данная концепция определяла основные направления развития всей системы образования. И эти направления стали реализовываться когда члены ВНИК получили соответствующие управленческие возможности. Положения концепции во многом определили содержательную сторону закона РФ «Об образовании» (1992 год). По нашему мнению, важнейшим положением вышеуказанных документов было положение о необходимости провести в образовании радикальные реформы. Это положение закономерно вытекало из общего реформаторского духа молодого правительства новой России, а также из идей высказывавшихся руководителями ВНИК «Школа».

В 1984 году в СССР правопреемником, которого стала РФ осуществлялась реформа образования. По мнению руководителей ВНИК «Школа», данная реформа была недостаточно радикальна: «должна быть подвергнута реформированию сама школьная реформа». Отсюда и достаточно новые положения в концепции реформирования школы (1988 год) и «Концепция дошкольного воспитания» (под редакцией В. Давыдова, В. Петровского) (1989 год).

В законе «Об образовании» дошкольному уровню образования была посвящена статья 18, но все-таки это был закон о школе. В целом в новой России для двух уровней образования были приняты законы «Об образовании» (1992 год) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 год). В связи с этим представители педагогической общественности с 90-х годов начали вести дискуссии о необходимости принятия специального закона о дошкольном образовании, различные группы исследователей готовили на протяжении более десятка лет предшествующие написанию закона концепции.

Новые взгляды на общество и образование предполагали, что немаловажным этапом работы над любой образовательной концепцией будет выделение недостатков советской образовательной системы соответствующего уровня. Для уровня дошкольного образования такие недостатки найти было трудно: дошкольный уровень действительно функционировал эффективно, впрочем, как и остальные уровни образования. Тем не менее, некоторые недостатки были найдены. С позиции контент-анализа данное обстоятельство объясняется тем, что при реформировании любой общественной системы всегда ведется поиск недостатков ее функционирования, причин их возникновения и средств устранения. К главным недостаткам системы дошкольного образования в 90-х годах были отнесены следующие:

1. Идеологизированность;

2. Отсутствие условий для применения знаний и умений, сформированных в учреждении дошкольного образования за пределами детского сада;

3. Недостаточное развитие детей в учреждениях дошкольного образования, в первую очередь творческого развития;

4. Слабая подготовка детей к школе;

Значение теории и практики дошкольного образования СССР в настоящее время трудно переоценить. Ведущие сегодня научные школы были сформированы в советское время. Принципы и направления деятельности дошкольных учреждений практически не изменились. Однако сама система была серьезно разрушена. За 20 лет почти в два раза сократилось количество дошкольных образовательных учреждений. Плюрализм в мнениях при разработке направлений развития образования в целом и дошкольного образования в частности привел к тому, что образование стало пониматься как одна из отраслей сферы услуг. В Конституции РФ ликвидированы права детей на получение среднего (полного) бесплатного общего образования. С этого момента ежегодно Президент РФ подписывает Указ о бесплатности данной ступени образования. В.В. Путин высказался по этому вопросу, что надо просто в Законе РФ «Об образовании» прописать норму, которая определила бы основное общее образование в объеме 11 лет. Но в новом законе в этом смысле все остается по старому, даже после выступления лидера страны. В 2004 году в новой редакции Закона из статьи 18. Дошкольное образование был исключен пункт 2, гарантировавший бесплатность и общую доступность дошкольного образования всем гражданам страны. А в современном, вступившем в силу Законе РФ «Об образовании» полностью исключена статья о дошкольном образовании.

Тем не менее, у российского дошкольного образования имеются серьезные перспективы развития, базирующиеся на достижениях советской школы и новых реалиях жизнедеятельности образовательных учреждений. Сегодня активно строятся детские сады по новым проектам, предписывающим вести непрерывную видеосъемку всего пространства учреждения в целях обеспечения безопасности детей и сотрудников учреждения. В организациях, осуществляющих охрану дошкольных учреждений, будет концентрироваться огромный материал о всех действиях детей и воспитателей. Необходимо обеспечить условия, чтобы этот материал передавался в психолого-педагогические службы, был доступен родителям. Такой подход позволит снять большинство конфликтов родителей, общественности и администрации дошкольных учреждений, снизит накал страстей при разрешении всех конфликтов, вследствие возможности объективно увидеть и услышать причины и ход развития любого конфликта.

Соответственно будут неизбежно созданы специализированные психолого-педагогические центры, анализирующие всю деятельность по развитию, воспитанию и обучению детей в дошкольном учреждении. На основе чего: общество получит объективную информацию о характере и методах деятельности дошкольных учреждений (принцип государственно-общественного управления системой образования); психолого- педагогическая наука сделает серьезный шаг вперед в деле определения новых методов работы с дошкольниками, обеспечения их физического и психического здоровья, максимального развития в соответствии с индивидуальными особенностями развития каждого ребенка.

Впервые за всю историю педагогики и детской психологии появляется возможность реально реализовать принцип индивидуализации воспитания и обучения для всех без исключения детей дошкольного возраста, посещающих учреждение дошкольного образования. Проблемы, связанные с поиском путей оптимального развития каждого ребенка на основе его всестороннего объективного изучения могут быть решены в ближайшие годы. В силу отсутствия возможности объективно оценивать уровень и характер развития детей, в том числе и в процессе тех или иных психолого-педагогических воздействий в предыдущие годы адекватные методики просто не могли быть разработаны, на важность такого подхода было указано советскими учеными.

Список литературы

1. Джуринский А.Н. История педагогики. – М.: ВЛАДОС – 1999.

2. Дошкольная педагогика / Под ред. Логиновой В.И., Саморуковой П.Г. В 2 ч. Ч 1. – М.: Просвещение - 1988.

3. Рубинчик Ю.С. Проблема педагогического проектирования развития дошкольного образования// Единое образовательное пространство: взрослые и ребенок.: Материалы международной научно-практической конференции (26 марта 2012 года)-М.: Экон-информ, 2012. – С. 73-76.

4. Собкин B.C., Писарский П.С. Социокультурный анализ образовательной ситуации в мегаполисе. - М., Мин-во образов. РФ, 1992. - 161 с.

В статье описываются конечные результаты инновационной деятельности педагогического коллектива по развитию профессиональной компетенции с семьей.Определен алгоритм последующей поэтапной работы учреждения в режиме эксперимента с научными работниками Сургутского государственного педагогического университета и социальными институтами города,района. Дается описание по внедрению управленческого инновационного проекта "Детский сад будущего" в практику ДОУ по формированию экологического сознания дошкольников и взрослых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Перспектива развития дошкольного образовательного учреждения. Детский сад будущего».

Т.В.Бушуева, заместитель заведующего МБДОУ д/с общеразвивающего вида «Ромашка», г.Лянтор, Сургутского района, ХМАО-Югра

Совершенно очевидно, что каждый детский сад находится в своих особенных условиях. Территориальное расположение, условия, специфика работы и другие особенности во многом определяют возможности дошкольного образовательного учреждения.

Инновационная деятельность нашего детского сада пройдя определенные этапы, позволяет перейти на более качественную ступень развития. Это разработка новой модели будущего детского сада «Сенсорный детский сад» по направлению деятельности социокультурное развитие личности ребёнка средствами здоровьесберегающих технологий. Основной целью которого является -разработка и создание действующей экологически безопасной модели дошкольного образовательного учреждения нового типа через социально-экологичекий проект, обеспечивающей оптимальный маршрут развития каждого ребенка .

Идеей создания нового вида дошкольного учреждения послужила на высоком уровне предшествующая инновационная работа педагогов по развитию их профессиональной компетенции во взаимодействии с институтом семьи и социальными партнерами, требования государственной политики по переходу образования на более качественный уровень (введение новых стандартов в ДОУ-ФГТ, в СОШ-ФГОС), а главное достижение высокого педагогического уровня родителей -понимание в деле воспитания своих собственных детей.

При планировании перспективы нового дошкольного учреждения мы использовали следующий алгоритм действий:

1. Исследование запросов родителей с целью выбора наиболее запрашиваемой модели.

2. Определение материально-технической базы для организации педагогического процесса.

3. Кадровое обеспечение, т.е. принятие решения о том, кто будет работать с детьми и на каких условиях.

4.Заключение договоров с научными работниками по проблеме.

4. Разработка нормативной документации и определение режима работы.

5. Отбор содержания педагогического процесса и нерегламентированной деятельности.

6. Подбор диагностических методик.

Следует отметить, что поэтапная работа проводилась параллельно в сотрудничестве с педагогами, семьёй и научными работниками Уральского научного -образовательного центра Уральского отделения Российской академии образования Г.П.Сикорской, директором центра, доктором педагогических наук, профессором, консультантом; а также научным руководителем дошкольного учреждения Г.И.Кушниковой кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности СурГПУ , где наша идея стала решающим фактором принятия решения перехода ДОУ на новый вид.

Мы выбрали свой путь обновления педагогического процесса, а значит нам администрации дошкольного учреждения и науки следует подготовить коллектив для решения важной задачи - как всестороннее гармоничное развитие ребенка, которые предусматривают осуществление комплекса мер, направленных на укрепление физического, психического здоровья детей и становление общечеловеческих, культурологических ценностей.

Для исследования своей деятельности мы определили объект исследования (объект исследования – педагогический процесс формирования социокультурного развития личности ребенка средствами здоровьесберегающих технологий) и предмет исследования (предмет исследования – педагогические условия социокультурного развития личности ребенка средствами здоровьесберегающих технологий), а также этапы реализации инновационного проекта. (.(

Дальнейшее развитие дошкольного учреждения которое определилось с учетом его возможностей и социальным заказом родителей предусматривает использование модульного принципа педагогического процесса. После каждого тематического модуля предполагается проведение различных форм контрольно-диагностических мероприятий с активным взаимодействием педагогов, родителей, социальными партнерами. Сочетание различных организационных форм в зависимости от целей и задач модуля поможет успешно повысить уровень методологической компетентности руководителей, специалистов и воспитателей ДОУ, совершенствовать алгоритм управленческой деятельности, необходимые при организации деятельности ДОУ в режиме инновации.

Особый интерес будут представлять – сенсорные маршруты , созданные как на территории детского сада, так и в его помещениях. Каждый маршрут планирует развивать определенный вид восприятия в большей степени с учетом возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей детей. Спланирован общий маршрут "Сенсорного сада", который объединит все объекты, расположенные на территории детского сада (тематические площадки, парковые скульптуры, природные объекты, сенсорные центры на групповых площадках, функциональные зоны).

На основе этого же принципа будет организована работа по маршруту «Сенсорного сада» в помещениях ДОУ. Здесь в рамках сенсорных маршрутов планируются сенсорные центры в групповых комнатах, сенсорная комната, функциональные зоны и многое другое обеспечивающие реализацию инновации в будущем. Выработка такого подхода к новому детскому саду реализуется через проектную модель «Педагогический портфель» который направлен на обсуждение и распространение лучших идей и опыта педагогического труда.

Сегодня творческой группой дошкольного учреждения и группой дизайнерского оформления реализованы идеи по внедрению авторского проекта в действительность и

спроектированы:

Генплан –общего маршрута «Сенсорного сада» продумана экспликация развивающей среды , макет фасада здания т.е. с лицевой стороны обратной стороны здания левого торца здания правого торца здания.

И, наверное, немаловажным значением по формированию экологического мировоззрения взрослых и детей, приобщения их культуре коренных малочисленных народов нашего края через создание партнерских отношений с организациями «Защиты природы Севера» в нашем дошкольном учреждении планируется создание модели-игрушки на территории детского сада «Стерх». Во-первых , потому, что именно стерх не только на Ямале, но и у многих народов мира стал птицей-символом верности и красоты, чистоты и духовности, объединяющим началом. Во-вторых, стерх - это такая птица, по состоянию которой можно судить об общем состоянии окружающей среды, он сигнализирует нам о том, что где-то мы нарушили природное равновесие. И в-третьих, стерх – особенно дорог нам потому что это священная птица коренных народов нашего края, и обустраивает свой дом и выводит потомство стерх только в России. В нашей стране и округе сегодня происходят большие изменения. Государство и регион ищут – и находят – новые пути развития. Но вне зависимости от политики, экономики, стран, направлений религии, на протяжении истории человечества истинные общечеловеческие ценности: такие как доброта и красота, любовь к ближнему и преданность Отчизне остаются навсегда . Перед педагогически коллективом, родителями, наукой стоит одна из задач познакомить с данным видом птицы и его историей, сделать так, чтобы стерх – эта жемчужина легко ранимой природы Крайнего Севера – не исчез с лица земли никогда. Предлагаемая модель-игрушка будет являться, не только как истинное украшение нашей территории, но и как символ, как объединяющее начало, как возрождение формирования духовности у детей дошкольного возраста!

Все вышеуказанные генпланы и проектные модели были рассмотрены и утверждены на Педагогическом совете 100% числом педагогов и родительским комитетом дошкольного учреждения. Данный проект является приложением к Программе развития на 2011-2015г.г.и имеет рецензию научных работников.

Обязательным условием реализации инновационного проекта является интеграция социального партнерства, так как именно активность социальных институтов поможет ДОУ реализовать поставленные задачи а в следствии ребенку в дальнейшем реализовывать себя творчески, свободно и продуктивно, а применительно к школе – успешно ориентироваться в ее свободном образовательном пространстве.

Мы предполагаем, что в будущем в результате пошаговых действий по созданию новой модели дошкольного учреждения и основных направлений деятельности по реализации становления «Детского сада будущего будет способствовать:

Изменение образовательной деятельности, выбор более качественных подходов работы педагогического коллектива;

Заинтересованность родителей в качестве предоставляемых услуг детям;

Привлечение молодых специалистов, за счет дополнительных вакансий;

Создание имиджа детского сада как одного их лучших и обеспечение его конкурентноспособности.

Предшествующая инновационная деятельность в ДОУ принесла свои плоды и результаты. У дошкольного учреждения имеются перспективы её роста в будущем:

- взаимодействие с научно – педагогическим сообществом г.Екатеринбурга, сегодня уже согласованы действия по включению ДОУ в модель инновационной площадки УНОЦ научно- образовательного центра УрО РАО в интеграции науки и практики образования -инновационные площадки в системе общего образование «Экологическое образование в северных территориях».

Предположение результатов всей проектной деятельности будет направлено на:

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросам социокультурного развития и экологической безопасности детей в ДОУ;

Расширение здоровьесберегающего пространства ДОУ;

Индивидуализацию развития ребенка в здоровом образе жизни (формирование экологических компетенций).

Мы планируем, что результаты наших исследований совместно с научными работниками могут быть использованы в практической работе других дошкольных образовательных учреждениях нашего города, района, округа.

Сегодня с удовлетворением можно отметить, что наше дошкольное учреждение обладает всем необходимым и делает всё возможное для успешной профессиональной подготовки педагогов к переходу нового дошкольного учреждения на высоком уровне. Коллектив детского сада с уверенностью смотрит в будущее. Наша деятельность направлена на особый подход пребывания ребенка в детском саду - чтобы все, что окружает детей, вызывало чувство радости и красоты, будило в малыше пусть не бурю, а небольшой такой шторм положительных эмоций. Ребенок вырастет, и кто знает, быть может, обживет, обыграет, обустроит жизнь согласно своим представлениям о гармонии уже следующего поколения.


Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.

1.5. Стандарт направлен на достижение следующих целей:

1) повышение социального статуса дошкольного образования;

2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;

4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования

1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

1.7. Стандарт является основой для:

1) разработки Программы;

2) разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования (далее - примерные программы);

3) разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования;

4) объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта;

6) оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

1.8. Стандарт включает в себя требования к:

структуре Программы и ее объему;

условиям реализации Программы;

результатам освоения Программы

II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ ОБЪЕМУ

Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач. Группы могут реализовывать разные программы. Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ. определяет продолжительность пребывания детей в Организации, режим работы Организации в соответствии с объемом решаемых задач образовательной деятельности, предельную наполняемость Групп. Организация может разрабатывать и реализовывать в Группах различные Программы с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе Групп кратковременного пребывания детей, Групп полного и продленного дня, Групп круглосуточного пребывания, Групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в том числе разновозрастных Групп.

Программа может реализовываться в течение всего времени пребывания <1> детей в Организации, но не более 14 часов с учетом режима дня и возрастных категорий детей.

Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие

Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:

1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

2) характер взаимодействия со взрослыми;

3) характер взаимодействия с другими детьми;

4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

В содержательном разделе Программы должны быть представлены:

а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;

б) способы и направления поддержки детской инициативы;

в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.

Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:

1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.

Организационный раздел должен содержать описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.

III. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;

3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;

4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

5) обеспечивает открытость дошкольного образования;

6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Наполняемость Группы определяется с учетом возраста детей, их состояния здоровья, специфики Программы.

В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для:

1) профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования;

2) консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации);

3) организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающими Программу совместно с другими детьми в Группах комбинированной направленности, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

При создании условий для работы с детьми-инвалидами, осваивающими Программу, должна учитываться индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Требования к кадровым условиям реализации Программы: При работе в Группах для детей с ограниченными возможностями здоровья в Организации могут быть дополнительно предусмотрены должности педагогических работников, имеющих соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей, в том числе ассистентов (помощников), оказывающих детям необходимую помощь. Рекомендуется предусматривать должности соответствующих педагогических работников для каждой Группы для детей с ограниченными возможностями здоровья.

При организации инклюзивного образования:

при включении в Группу детей с ограниченными возможностями здоровья к реализации Программы могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей. Рекомендуется привлекать соответствующих педагогических работников для каждой Группы, в которой организовано инклюзивное образование;

при включении в Группу иных категорий детей, имеющих специальные образовательные потребности, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации <1>, могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию.

Требования к материально-техническим условиям реализации Программы включают:

1) требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

2) требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;

3) требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;

4) оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;

5) требования к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

И дошкольного возраста

1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ОБНОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНЕ 4

1.1. ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОУ 4

1.2. ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 7

1.3. ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ И ТИПОВ ДОУ И ВАРИАТИВНЫХ МОДЕЛЕЙ ГРУПП КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ 12

2. ВАРИАТИВНЫЕ ПРОГРАММЫ И ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 16

2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ПРОГРАММ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 16

2.2. НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Введение (выдержка)

Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, вероисповедания. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни.

Тема представленной самостоятельной работы – современные тенденции обновления дошкольного образования в стране и вариативные программы и технологии воспитания, обучения и дошкольного возраста.

Для того, чтобы раскрыть тему представленной работы, необходимо рассмотреть такие вопросы, как:

основные документы, регламентирующие деятельность ДОУ;

тенденция развития дошкольного образования;

характеристика видов и типов ДОУ и вариативных моделей групп кратковременного пребывания детей в ДОУ;

характеристика альтернативных программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

новые педагогические технологии.

Подробные ответы именно на данные вопросы будут даны в представленной работе.

Выдержка из основной части

Основными документами, регламентирующими деятельность дошкольного образовательного учреждения являются:

Закон Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями от 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г.,10 января 2003 г.)

Устав образовательного учреждения.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности.

Свидетельство о государственной аккредитации.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г.№ 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (с изменениями от 20 июля 2000 г.) .

Письмо «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста».

Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста (с изменениями от 23 декабря 2002 г.) .

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.(2009г) .

О направлении пакета образцов документов, реализующих Типовое положение о ДОУ в Российской Федерации (Письмо Министерства образования РФ) .

Договор между дошкольным образовательным учреждением и родителями (лицами, их заменяющими) ребёнка, посещающего дошкольное образовательное учреждение.

Договор между учредителем и дошкольным образовательным учреждением

О реализации прав детей при приёме в дошкольные и общеобразовательные учреждения (Письмо Министерства образования РФ) .

О наименованиях государственных и муниципальных образовательных учреждений (Письмо Министерства образования РФ) .

Перечень типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений.

О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации.(Письмо Министерства образования РФ) .

Об упорядочении платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях и финансовой поддержке системы этих учреждений. Постановление Верховного Совета РФ.

Об организации контроля за деятельностью дошкольных образовательных учреждений (Письмо Министерства образования РФ) .

Об упорядочении инспекционно–контрольной деятельности в системе образования (Приказ Министерства образования РФ) .

Перечень натуральных нормативов, действующих в системе образования:

1. Нормы потребления продуктов питания по типу учреждений, контингенту обслуживаемого в них населения.

2. Нормы потребления мягкого инвентаря по типам учреждений.

3. Нормативы числа мест в дошкольных учреждениях.

4. Нормативы наполняемости групп в дошкольных учреждениях (по возрастным группам) .

5. Нормативы общей площади зданий образовательных учреждений по их типам.

6. Нормативы удельных капитальных вложений в новое строительство и реконструкцию по типам образовательных учреждений.

Кроме того, одним из основных документов, регламентирующих деятельность Дошкольного образовательного учреждения, является образовательная программа дошкольного образовательного учреждения. Она наряду с Уставом служит основой для лицензирования, аттестации, аккредитации, изменения бюджетного финансирования, организации платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей (законных представителей) .

Заключение (выдержка)

По итогам проведенной работы по изучению современных тенденций обновления дошкольного образования в стране и вариативных программ и технологий воспитания, обучения и дошкольного возраста, можно сделать ряд выводов:

Изменение и обновление его содержания;

Вариативность;

Материал www.zachetik.ru

К

Академия социального управления, Россия

Современные тенденции развития дошкольного образования

В условиях «разновекторности» современного дошкольного образования наметилась тенденция к осуществлению единого стратегического направления деятельности данной системы. И связано это с введением Федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В 1996 г. Министерством образования РФ был определен комплекс требований в сфере дошкольного образования, что нашло отражение в разработке и утверждении Временных требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ.

Предполагалось, что Временные или примерные требования будут действовать до введения государственного образовательного стандарта в сфере дошкольного образования. Однако в ближайшее время государственного образовательного стандарта по дошкольному образованию не будет, т.к. его введение противоречит возрастным особенностям психического развития детей дошкольного возраста.

В 2008 г. Минобрнауки РФ в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 г. были разработаны концептуальные основы определения Федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, проект ФГТ.

Следует отметить, что в истории российского дошкольного образования отсутствует опыт разработки, утверждений государственного образовательного стандарта и ФГТ.

Таким образом, на смену Временным требованиям пришли ФГТ, которые должны будут пересматриваться и устанавливаться не реже одного раза в 10 лет.

Федеральные государственные требования (ФГТ) определяют структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования, условия её реализации и результаты освоения программы.

ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования утверждены приказом Минобразования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655. При этом в Законе РФ «Об образовании» (п. 4, ст.

7) под структурой основных образовательных программ понимается соотношение и объем их частей, соотношение обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Нередко приходиться слышать, что Федеральные государственные требования называют «государственным образовательным стандартом дошкольного образования». Чтобы понять разницу между «требованиями» и «стандартами», следует сравнить структуру, которую имеют Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) и Федеральные государственные требования (ФГТ) . Так, ФГОС общего образования и других уровней непрерывной системы российского образования включает в себя 3 группы требований:

1) ФГТ к структуре основных образовательных программ

2) ФГТ к условиям их реализации

3) ФГТ к результатам освоения программ.

Необходимо знать, что для системы дошкольного образования устанавливаются лишь 2 группы федеральных государственных требований :

1) ФГТ к структуре программы;

2) ФГТ к условиям ее реализации.

Иными словами, в системе дошкольного образования отсутствуют федеральные государственные требования к результатам освоения программы. А это означает, что говоря о ФГТ применительно к дошкольной ступени образования, - нет и быть не может.

А, значит, про стандарт речи не идет. В данном случае правильнее было бы сказать, что ФГТ - это программа стандартизации содержания дошкольного образования, а не стандарт дошкольного образования.

Министерством образования и науки РФ в ФГТ к структуре программы были включены требования к итоговому результату освоения программы. В связи с этим в ФГТ к структуре программы дошкольного образования выделяется обязательный раздел программы любого ДОУ - «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования» . В нем описываются интегративные качества, которые ребенок может приобрести в результате освоения программы.

Что касается планируемых результатов деятельности дошкольного учреждения, то планируемый итоговый результат дошкольного образования - социальный портрет ребенка 7 лет , освоившего основную общеобразовательную программу. Под «социальным портретом» понимается совокупность интегративных качеств, т.е. таких системных образований которые:

§формируются у ребенка в процессе освоения программы;

§способствуют самостоятельному решению ребенком адекватных его возрасту жизненных задач;

§являются показателями и характеризуют 3 сферы развития - личностную, интеллектуальную, физическую.

Таким образом, основные тенденции развития дошкольного образования отражены в следующих важных моментах федеральных государственных требований.

Во-первых, в ФГТ определена структура содержания дошкольного образования.

Направления развития детей

Подробней на сайте www.rusnauka.com

Тенденции развития дошкольного образования на современном этапе

Развитие дошкольного образования - одна из приоритетных целей развития Российского образования на современном этапе.

Для выстраивания вариативного образования необходимо, в первую очередь, определить инвариант, т.е. обязательное сущностное ядро содержания образования . В его качестве выступают стандарты.

1. "Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" Опубликовано: 5 марта 2010 г. в "РГ" - Федеральный выпуск №5125 Вступает в силу:16 марта 2010 г.

2. "Федеральные государственные требования к условиям реализации основнойобщеобразовательной программы дошкольного образования" Опубликовано:21 ноября 2011 г. в "РГ" - Федеральный выпуск №5637 Вступает в силу:2 декабря 2011 г.

3. N 273-ФЗ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года вступил в силу с 1 сентября 2013 года.

Введение в действие Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» ознаменовало новый этап в развитии отечественной системы дошкольного образования. Дошкольное образование получило статус первой ступени образования , что потребовало изменения нормативно-правовой основы его реализации.

С одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой – повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через принятие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

4. Важнейшим нововведением основополагающего характера является создание Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) – документа, не имеющего аналогов в отечественной истории.

Разработка стандарта велась с 30 января 2013 года рабочей группой ведущих экспертов в сфере дошкольного образования под руководством директора Федерального института развития образования Александра Асмолова.

В июне 2013 года проект ФГОС дошкольного образования был представлен на широкое общественное обсуждение . Свыше 300 замечаний и предложений, поступивших на проект стандарта, были рассмотрены на заседании Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам 3 июля 2013 года.

В соответствии с решением Совета проект ФГОС дошкольного образования был доработан и внесён на повторное рассмотрение. На основе заключений 11 экспертных организаций и рекомендации рабочей группы общего образования Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам 28 августа 2013 года принял решение утвердить ФГОС дошкольного образования.

Введение ФГОС ДО в практику потребует реализации целого ряда мероприятий, определения их характера и последовательности. Очевидно, что должны быть разработаны «дорожные карты» на уровне страны, регионов, конкретных учреждений, включающие как материально-техническое оснащение , так и методическое сопровождение модернизации системы дошкольного образования.

В то же время эффективность реализации всех мер будет во многом определяться осмыслением содержания ФГОС ДО, пониманием и принятием идей авторов этого документа.

Не нашли нужную информацию? Воспользуйтесь поиском Google...

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:

Материал с сайта helpiks.org

Мельникова Ольга | Методическая служба дошкольного образования на современном этапе | Журнал «Дошкольное образование» № 19/2009

Изменения в методической службе ОУ должны отражать специфику изменений, происходящих в дошкольном образовании.

К современным тенденциям в развитии дошкольного образования прежде всего необходимо отнести:

Изменение и обновление его содержания; - вариативность; - более интенсивный процесс технического оснащения (внедрение современных (новых) информационных технологий) ; - системный подход к работе педагога ОУ (образовательные технологии) .

В соответствии с этими тенденциями необходимо сформулировать цели и задачи методической работы на современном этапе. Сделать это - значит определить желаемую результативность.

Основные цели методической службы в современных условиях

1. Создание системы методических услуг на основании потребностей педагогов (т.е. заказчиков) .

Примерные задачи:

Организация информационного обеспечения педагогов (информирование о новых требованиях, предъявляемых к работе, последних достижениях дошкольной педагогики) ; - внедрение в воспитательно-образовательный процесс современных методик, средств; - освоение (апробация, корректировка) и внедрение новых образовательных технологий (к примеру, дистанционного обучения) ; - изучение и использование на практике современных способов диагностирования успешности ребенка; - выявление и предупреждение недостатков, затруднений, перегрузки в работе педколлектива и др.

2. Создание условий научно-исследовательской работы педагогам в режиме инновационной деятельности.

Примерные задачи:

Развитие совместных проектов с региональными и зарубежными партнерами (в Москве - совместный пилотный проект ЮНЕСКО и Департамента образования города Москвы «Московское образование: от младенчества до школы») ; - выбор, освоение, апробация, корректировка, поэтапное внедрение авторских программ, интегрированных курсов и спецкурсов (образовательной, коррекционной направленности) ; - создание и практическая апробация новой модели методической службы ОУ, обеспечивающей развитие педагогического мастерства педагога, повышение его мотивации, самосовершенствования; - организационная, педагогическая и содержательная поддержка инновационной деятельности педагогов; поддержка педагогов, разрабатывающих и стремящихся к реализации авторских программ, курсов, пособий.

3. Развитие педагогического творчества и методическое обеспечение повышения квалификации педагогов.

Примерные задачи:

Обучение и развитие педкадров, повышение их квалификации до уровня, необходимого столичному образованию; - стимулирование инициативы и творчества членов педагогического коллектива, активизация его деятельности в исследовательской, поисковой работе; - повышение уровня психологической оснащенности и готовности педагога; - развитие взаимодействия с вузами, научными учреждениями, родителями, общественностью.

4. Трансляция педагогического опыта в практику работы : выявление, изучение и распространение наиболее ценного опыта педагогической, инновационной и другой деятельности членов педагогического коллектива.

Безусловно, это лишь примерный и далеко не полный перечень целей и задач. Цели и задачи методической службы реализуются в ее содержании и находятся в прямой зависимости от ее форм. Для того чтобы реализовывать заявленные цели и задачи в условиях обновления содержания дошкольного образования, формы, модели и направления методической работы должны совершенствоваться и изменяться в соответствии с современными тенденциями в развитии образования.

Современные тенденции в развитии образования

Вариативность в выборе структуры методического пространства. Различные модели методической службы реализуют различное содержание работы и по-разному эффективны в зависимости от потребностей и возможностей ОУ.

Развитие личности ребенка связано с личностью педагога. Ориентируясь на формирование личности ребенка, необходимо помнить, что она формируется личностью педагога. Поэтому для роста его профессионального мастерства структура методической службы должна быть действенной и эффективной, т.е. модель должна быть адекватна отражаемому объекту. Структура методического пространства должна учитывать возможности и потребности ДОУ (учет задач, стоящих перед образовательным учреждением, направлений деятельности, учет состава педагогического коллектива и т.д. в соответствии с рядом критериев, среди которых одним из основных является потребность в решении конкретных проблем и затруднений) .

    Проблемно-диагностический подход при формировании модели методической службы. Специально проводимые диагностические процедуры направлены на выявление личностных и профессиональных проблем педагога ДОУ с целью управления успехом, создания наилучших условий для деятельности.

    Многообразие форм методической работы, которые могут быть использованы (коллективные, групповые, индивидуальные) . Формы определяются структурой методической службы, взаимосвязью всех ее звеньев, но обладают при этом некоторой самостоятельностью. Огромный арсенал форм методической работы предоставляет возможности для оптимального выбора в зависимости от потребности ДОУ, которые выявляются диагностически.

    Одна из современных тенденций - использование преимуществ микрогрупповой работы. Объединение педагогов в ДОУ в проблемные группы на определенный фиксированный срок помогает решить, может быть, небольшую, но конкретную задачу, т.е. в данном случае происходит отказ от решения неких глобальных, отвлеченных педагогических проблем в пользу реальных затруднений. Эти затруднения могут подразумевать:

а) решение общепедагогических проблем, разъяснение общепедагогических вопросов; б) решение актуальных вопросов, определяемых современной проблематикой дошкольного образования; в) вопросы частных специальных методик (изменение содержания образования по отдельным направлениям, использование новых форм контроля и др.) .

    Совершенствование методической работы в сторону ее большей индивидуализации. Методическая работа сегодня не может укладываться исключительно в массовые формы. Необходимо развивать различные формы индивидуальной работы с воспитателями. Например, собеседования в начале и конце года, посещение и анализ занятий с целью помощи, т.к. методическая служба функционально не подменяет собой административные органы.

Первый блок

    Ведущие и современные проблемы в развитии дошкольной педагогики в целом и в той или иной методике в частности.

    Новые образовательные технологии, тенденции в развитии дошкольного образования, новые концепции.

    Новое учебно-методическое обеспечение в соответствии с обновлением содержания дошкольного образования (учебные планы, программы, пособия и др.) .

Второй блок

Овладение современным педагогическим опытом, который может проявляться в методах и формах обучения, в новых аспектах воспитательной работы, в психологической подготовке .

Третий блок

Учет индивидуальных информационных потребностей педагога. Данный способ построения содержания является примерным. Блоки или направления можно выделить иначе, но все они обязательно будут затрагивать те или иные стороны общепедагогической, мировоззренческой, методической и дидактической подготовки педагога.

    Усиление внимания к инновационной деятельности. Системный подход в организации и содержании методической работы, демократизация ее построения, позволяющая создать более приемлемые, благоприятные условия для профессионального роста педагогов ДОУ, дает возможность решать актуальные задачи, поставленные современным уровнем развития столичного дошкольного образования.

Материал с сайта

2. Вариативность дошкольного образования.

Современная система отечественного дошкольного образования строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется возникновением и развитием новых видов воспитательно-образовательных учреждений для детей, разнообразием педагогических услуг.

Тенденция перехода к вариативности образования представлена в самом широком смысле. Разнообразные типы и виды дошкольных образовательных учреждений, группы кратковременного содержания, дополнительные образовательные услуги (студии, секции, клубы) ориентированны на потребности семьи и интересы общества. Вариативные образовательные программы обеспечивают дифференциацию и индивидуализацию педагогического процесса, личностно-ориентированное обучение и воспитание.

Воспитательно-образовательная работа с детьми, в связи с вариативностью педагогического процесса, его форм и содержания, должна базироваться одновременно на двух принципах:

1. Планирование, направленное на усвоение детьми содержания программы (стратегия педагогического процесса ) .

2. Педагогическая импровизация, посредством которой взрослый варьирует содержание, формы и методы в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребенком (тактика педагогического процесса ) .

Вариативность педагогического процесса способствует развитию другой важнейшей тенденции обновления содержания образования – переходу на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми, важнейшим аспектом реализации которого является осуществление индивидуального подхода. Индивидуализация воспитания и обучения рассматривается в этой связи как принятие неповторимости и уникальности личности каждого ребенка, поддержка его индивидуальных потребностей и интересов, ориентация педагогического процесса на своеобразие его особенностей и потенциальных возможностей. В соответствии с этим воспитательно-образовательная работа с дошкольниками должна строиться на основе дифференцированной вариативной программы, обеспечивающей индивидуальную траекторию развития каждого ребенка.

3. Предшкольное образование.

Возрастные характеристики ребенка, поступающего в школу. Целевые ориентиры для каждой ступени образования представлены в виде возрастных портретов, описывающих достижения ребенка к концу ступени.

Возрастной портрет ребенка дошкольного возраста отражает идеальные социокультурные ожидания, а не среднестатистический уровень достижений детей этого возраста. Эти ожидания не могут выступать непосредственным основанием оценки качества образования или продвинутости самого ребенка. Портрет младшего школьника отражает необходимый (минимальный) уровень достижений, который должен быть достигнут в результате обучения на первой степени образования.

Характерная черта старшего дошкольника – устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру. Ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности – игре, обобщении, конструировании, рисовании, лепке, в сфере решения элементарных социальных и бытовых задач.

Он активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, организует их; способен договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции. Ребенок проявляет доброжелательное внимание к окружающим, отзывчив к переживаниям другого человека, обладает чувством собственного достоинства, уважает достоинство других. В ходе совместной деятельности обсуждает возникающие проблемы, правила, может поддержать разговор на интересующую его тему.

Находясь в обществе сверстников в предметно насыщенной среде, ребенок легко выбирает себе род занятий, партнеров и обнаруживает способность к порождению и воплощению разнообразных, сменяющих друг друга замыслов. Способность ребенка к фантазии, воображению особенно ярко проявляется в ролевой и режиссерской игре, которая к концу дошкольного периода характеризуется наличием оригинального замысла, гибкостью развертывания сюжетной линии сообразно условиям и обстоятельствам.

Творческие способности детей также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении. Дети любят фантазировать вслух, играть звуками и словами. Эта способность тесно связана с развитием речи и свидетельствует о возникновении внутреннего плана действия, развитии функции воображения и становлении произвольности предметного действия.

Особым объектом освоения становятся для ребенка собственное тело и телесные движения; детские движения приобретают произвольный характер.

Волевое начало в действиях ребенка проявляется в продуктивной деятельности, де он обнаруживает способность достигать цели, где он обнаруживает способность достигать цели, стараться сделать продукт качественно, переделывать, если не получилось. Произвольность также проявляется в социальном поведении: ребенок может выполнять инструкцию педагога, следовать установленным правилам.

В дошкольном детстве получают развитие познавательные способности ребенка. Он проявляет широкую любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?) , пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.

Любит наблюдать, экспериментировать, собирать разнообразные коллекции. Проявляет интерес к познавательной литературе, к символическим языкам, графическим схемам, пытается самостоятельно пользоваться ими.

Одновременно с развитием этих качеств повышается компетентность ребенка в разных видах деятельности и в сфере отношений. Компетентность ребенка проявляется не только в том, что он обладает знаниями, умениями, но и в том, что способен принимать на ее основе решениями (Денякина Л. М.) .

в Образовательной системе «Школа 2100». Общие положение концепции предшкольного образования в комплексной программе «Детский сад 2100» базируются на основных положениях Образовательной системы «Школа 2100», созданной под руководством академика РАО А. А. Леонтьевым.

Концепция предшкольного образования направлена:

1. На развитие и совершенствование содержания образования детей старшего дошкольного возраста.

2. На обеспечение содержания образования программно-методическим и учебным материалами.

3. На реализацию в образовательном процессе методологических принципов, изложенных в Законе РФ «Об образовании».

Концепция отражает потребность общества и государства в качественном дошкольном образовании, которое может быть рекомендовано «… как эффективный способ выравнивания стартовых возможностей детей, идущих в первый класс начальной школы».

Концепция учитывает социокультурные особенности и тенденции сегодняшнего российского общества, например наличие в нем социального и материального неравенства. Авторы отмечают, что это ограничения, накладываемые на принцип общедоступности образования, в т.ч. предшкольного. Между тем, реализация способностей ребенка не должна зависеть от материальных возможностей родителей.

«Школа 2100» - это современная личностно ориентированная программа, реализующая идеи развивающего образования непрерывно и преемственно от дошкольного этапа до окончания общеобразовательной школы. Ее цель - выращивание «функционально грамотной личности» (А. А. Леонтьев) .

Авторы акцентируют внимание на том, что в соответствии с основными целями и задачами государственной образовательной системы «Школа 2100» концепция предшкольного образования отвечает общему подходу к процессу образования, который определен ими как развивающий, вариативный, гуманистический, личностно-ориентированный. Это противопоставлено «манипулятивной» педагогике, где ребенок выступает как объект процессов обучения и воспитания, а не как личность со своими индивидуальными особенностями.

Концепция предшкольного образования предполагает решение одновременно двух задач:

1) подготовить детей к новому для них виду деятельности - обучению (мотивационная готовность, познавательно-речевое развитие и пр.) ;

2) подготовить детей к обучению именно в школе (т.е., к работе в коллективе, общению со сверстниками и взрослыми и пр.) .

Предшкольное образование может быть институциональным (ДОУ, Центры развития ребенка, учреждения дополнительного образования и др.) и неинституциональными (семейное или домашнее образование) , при этом содержание образования должно определяться институциональным образованием

Результатом предшкольного образования должна стать готовность ребенка к дальнейшему развитию – социальному, личностному, познавательному (когнитивному) и др., появление у него первичной целостной картины мира, т.е. осмысленного и систематизированного первичного знания о мире.

Авторы концепции обращают внимание на то, что технологические позиции предшкольного образования в программе «Детский сад 2100» близки позиции авторов известной программы «Развитие», разработанной под руководством Л. А. Венгера. Содержание и дидактика предшкольного образования определены четырьмя линиями развития дошкольника:

1) линия формирования произвольного поведения;

2) линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности;

3) линия перехода от эгоцентризма к децентрации;

4) линия мотивационной готовности.

Проблему отбора содержания предшкольного образования авторы концепции предлагают решать с опорой на принцип минимакса. Этот принцип определяет «нижнюю границу» (содержание образования, которое как минимум должен усвоить каждый ребенок) и предлагает «верхнюю границу» (содержание образования, которое мы можем предложить старшему дошкольнику) .

Далеко не последнюю роль играет в обучении и воспитании образовательная среда. Современные дети, хорошо информированные, общительные, не слишком здоровые, требуют динамично изменяющейся образовательной среды.

Для них визуальное восприятие, образные представления о мире стали играть большую роль, усложнилась проблема соотношения в познавательной и учебной деятельности конкретно-наглядного и теоретического познания. Произошел фундаментальный сдвиг в системе ценностей. В этом контексте важно создать личностно ориентированную образовательную среду, которая обеспечит детям возможность удовлетворения (и развития) потребностей: в безопасности; в усвоении этических норм и правил; в любви и признании, общественном одобрении; в значимой деятельности; в самопознании, познавательной потребности и пр.

Предшкольное образование не будет осуществлено, утверждают авторы концепции, если не удастся соответствующим образом подготовить педагогов, изменить некоторые их представления. Основными показателями готовности педагога к реализации предшкольного образования авторы концепции выделяют следующие:

1) способность работать в личностной парадигме;

2) профессиональное знание возрастной педагогики и психологии, владение соответствующими методиками и технологиями;

3) готовность к саморазвитию, способность вписываться в постоянно изменяющуюся среду, рефлексировать.

Актуальна задача включения родителей в процесс предшкольного образования ребенка. Авторами концепции разработаны направления решения этой задачи:

1) участие родителей в осуществлении образовательной политики РФ как на государственном, так и на общественном уровнях;

2) пропаганда среди родителей идей развивающего образования и обеспечение их активного сотрудничества с педагогами образовательных учреждений, занимающихся предшкольным образованием;

3) помощь родителям, самостоятельно обеспечивающим предшкольное образование ребенка, обеспечение их полным пакетом необходимых материалов.

Бюро Президиума РАО на заседании 16.11.2005 года рассмотрело итоги работы Образовательной системы «Школа 2100» и в своем заключении:

Признало, что «… авторскому коллективу «Школа 2100» удалось создать современную личностно ориентированную образовательную систему, которая реализует идеи развивающего образования непрерывно и преемственно от дошкольной подготовки до окончания общеобразовательной школы»;

Рекомендовало «кафедрам педагогики и частных методик педагогических вузов, региональным институтам повышения квалификации кадров и региональным управлениям образования активно использовать успешный опыт Образовательной системы «Школа 2100» в решении задач модернизации российского образования».

Предметом комплексной экспертизы была комплексная программа развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100». Программа рекомендована к использованию на государственном уровне.

Основной целью комплексной программы «Детский сад 2100» является реализация принципа преемственности и обеспечение развития и воспитания дошкольников в соответствии с концепцией Образовательной системы «Школа 2100», т.е. создать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.

Отличительная особенность программы состоит в том, что она решает проблему непрерывности дошкольного и школьного образования, в т.ч. обеспечивает предшкольное образование (образование детей старшего дошкольного возраста) .

соответствует «Временным (примерным) требованиям к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении» (Приказ МО РФ от 02.08.96 №448, п. 1.2) . Программа действительна до принятия новых государственных требований к основной образовательной программе дошкольного образования и к обеспечению образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Комплексная программа «Детский сад 2100» полностью обеспечена пособиями для детей, методическими рекомендациями для педагогов и родителей, наглядными и раздаточными материалами, материалами для проведения диагностики развития детей.

Подробней на сайте www.orenipk.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.