Сказка как средство нравственного воспитания старших дошкольников. Цель, задачи, методика экспериментального исследования Примеры выполнения детьми задания «Закончи историю»

Анализ и интерпретация результатов, полученных с помощью методики «Закончи историю»

Результаты диагностики представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Результаты диагностики с использованием методики «Закончи историю»

В ходе диагностики нами определено, что большинство участников исследования (52%) характеризуются достаточным уровнем осознанности нравственных норм. Мы можем говорить о том, что данные дети называют нравственную норму, корректным образом оценивают действия детей, а также мотивируют свою оценку.

Несколько сниженный уровень осознанности нравственных норм имеют 19 детей (38%). Можно говорить о том, что данные дети называют нравственную норму, они корректным образом оценивают поведение детей, вместе с тем, они не мотивируют свою оценку.

Три ребенка (6%) корректным образом оценивают поведение детей как положительное или как отрицательное, вместе с тем, отсутствует мотивировка и формулирование нравственной нормы. Два ребенка не смогли корректным образом оценить поступки детей (4%).

Соотношение уровней выраженности показателей осознанности детьми нравственных норм представлено на рисунке 3.

Рисунок 3 - Соотношение результатов диагностики методикой «Закончи историю»

Таким образом, на основании результатов диагностики, мы можем заключить, что большинство детей характеризуется достаточно высоким уровнем осознания нравственных норм. Дети в большинстве своем успешно называют нравственные нормы, корректным образом оценивают поведение других людей, вместе с тем, отдельные дети имеют сравнительно низкий уровень осознанности нравственных норм. Можно говорить о том, что в целом для дошкольников характерным является средний уровень сформированности когнитивного компонента нравственной сферы.

Диагностика нравственного развития детей младшего школьного возраста

Для отслеживания нравственного развития у учащихся в начальной школе предлагается использовать набор методик:

    «Закончи историю»

    «Сюжетные картинки»

    Цветовой тест отношений

    «Сделаем вместе»

Этот блок методик позволяет фиксировать уровень развития нравственного сознания, нравственных чувств и нравственного поведения у младших школьников.

Методика «Закончи историю»

Цель: изучение осознания детьми таких нравственных норм, как:

    доброта - злость,

    щедрость - жадность,

    трудолюбие - лень,

    правдивость - лживость.

Для изучения нравственного сознания были выбраны именно эти понятия, так как с ними детей знакомят в дошкольном возрасте и вы­полнение этих нравственных норм чаще всего от них требуют. Други­ми словами, эти нравственные нормы наиболее знакомы и доступны для понимания детей уже в дошкольном возрасте.

Проведение методики

Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят сле­дующее: «Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи». После этого ребенку читают по очереди четыре истории (в произвольном порядке).

История первая. У девочки из корзинки на дорогу рассыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал...

Что сказал мальчик? Почему? Как поступил мальчик? Почему?

История вторая. Кате на день рождения мама подарила краси­вую куклу. Катя стала с ней играть. К ней подошла ее младшая се­стра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила...

Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

История третья. Дети строили город. Оля не хотела играть, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла вос­питательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора склады­вать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила...

Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?

История четвертая. Петя и Вова играли вместе и сломали краси­вую, дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушки?» Тогда Петя ответил...

Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему? Все ответы ребенка, желательно дословно, фиксируются в про­токоле.

Обработка результатов

1 балл - ребенок не может оценить поступки детей.

2 балла - ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или пло­хое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

3 балла - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

4 балла - ребенок называет нравственную норму, правильно оце­нивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

Примеры выполнения детьми задания «Закончи историю»

Взрослый..У девочки из корзинки на дорогу рассыпались игруш­ки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал... Что

сказал мальчик?

Ира. Нельзя бросать игрушки на дорогу. Взрослый. Как поступил мальчик? Ира. Не знаю.

Взрослый. Почему он так сказал? Ира. Потому что машина проедет.

Оценка: 1 балл, так как Ира не смогла оценить поступок мальчика.

Взрослый. Дети строили город. Оля не хотела играть, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспита­тельница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля отве­тила... Что ответила Оля?

Катя. Ладно, помогу.

Взрослый. Как поступила Оля?

К а т я. Хорошо.

Взрослый. Почему? Катя. Не знаю.

Оценка: 2 балла, так как Катя оценила поступок, но не объяснила свою оценку, нравственная норма не сформулирована.

Взрослый. Коле на день рождения мама подарила красивую ма­шину Коля стал с ней играть. К нему подошел его младший брат Ваня и сказал: «Я тоже хочу поиграть с этой машиной». Тогда Коля ответил... Что ответил Коля?

Сережа. На.

Взрослый. Как поступил Коля?

Сережа. Хорошо.

Взрослый. Почему?

Сережа. Потому что дал поиграть, он нежадный.

Оценка: 3 балла, так как Сережа оценил поступок и назвал нравственную норму.

Взрослый. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, доро­гую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?»

Тогда Петя ответил... Что ответил Петя?

Семен. Я сломал.

Взрослый. Почему он так сказал?

Семен. Потому что он сломал. Он был хороший и никогда не врал. Взрослый. Как поступил Петя?

Семен. Хорошо.

Взрослый. Почему?

Семен. Потому что надо говорить правду.

Оценка: 4 балла , так как Семен назвал норму и мотивировал ее.

Методика «Сюжетные картинки»

Цель: изучение эмоционального отношения к тем же нравственным нормам, что и в предыдущей методике.

Предварительные замечания

Картинки подобраны таким образом, что изображенные на них герои проявляли те же нравственные качества, что и на первом этапе ребенок должен дать моральную оценку изображенным на кар­тинке поступкам, что позволяет выявить отношение детей к этим нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности (то есть соответствия) эмоциональных реакций ребенка на моральные нор­мы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение ч т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) - на безнравственный.

Проведение методики

Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят: «Разло­жи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нари­сованы хорошие поступки, а с другой - плохие. Рассказывай и объяс­няй, куда ты положишь каждую картинку и почему» (см. рис. 5-9).

В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а так­же его объяснения (желательно дословно).

Обработка результатов

1 балл - ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных поступков, так и отрицательных), эмоциональные реакции неадек­ватны или отсутствуют.

2 балла - ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

3 балла - правильно раскладывая картинки, ребенок обосновы­вает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выраже­ны слабо.

4 балла - ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, про­являются в мимике, активной жестикуляции и т. д.

Примеры выполнения детьми задания «Сюжетные картинки»

Взрослый дает участнику две картинки с изображением поло­жительного и отрицательного поступка. Даниил берет картинку, внимательно рассматривает и раскладывает с объяснениями.

Даниил. Этот мальчик совершил плохой поступок, потому что он ест конфеты один и никому их не дает. Он жадничает. (При этом лицо у него серьезное, строгое. Всем своим видом он показывает, что не доволен поступком мальчика. После этого Даниил переводит взгляд на другую картинку, заулыбался.)

Даниил. А этот мальчик хорошо поступил, потому что он всех детей угощает конфетами. Он нежадный. Надо всех детей угощать. Вот когда я приношу в детский садик конфеты или печенье, я все­гда угощаю Ваню, Алешу, еще кого-нибудь. И они меня угощают.

Оценка: 4 балла, так как Данил проявляет адекватные и яркие эмоциональные реакции при рассматривании картинок, приводит примеры из личной жизни.

Цветовой тест отношений (ЦТО)

Цель: изучение эмоционального отношения ребенка к нравственным нормам. Изучение индивидуального содержания каждой нормы, ее качественных характеристик.

Предварительные замечания

Восприятие цвета тесно связано с эмоциональной жизнью любо­го человека, а тем более ребенка. Эта связь подтверждена во многих экспериментально-психологических исследованиях и давно исполь­зуется в психодиагностике. ЦТО является проективной методикой, то есть предполагается, что характер ответов ребенка определяется особенностями его отношения к предлагаемым понятиям. Именно поэтому здесь нет правильных или неправильных (хороших или пло­хих, глупых) ответов.

Простая процедура проведения этой методики позволяет прово­дить ее с детьми уже младшего дошкольного возраста (3-4 года); она также очень компактна, не занимает много времени как при ее про­ведении, так и при ее обработке.

Так как понимание таких понятий, как «альтруизм» и «эгоизм» для детей дошкольного возраста затруднено, то в ЦТО они были заменены близкими по значению понятиями «добрый» и «злой», таким образом, в данном случае эти понятия будут считаться синонимами.

Проведение методики

Для проведения ЦТО необходим лист белой бумаги (210х290 мм) и 8 карточек разного цвета

    синий,

    зеленый,

    красный,

    желтый,

    фиолетовый,

    коричневый,

    черный,

    серый.

Исследование проводится индивидуально.

Перед ребенком раскладывают на белой бумаге восемь цветных карточек в произвольном порядке и говорят: « Представь себе, что это волшебный дом с волшебными окошками. За этими окошками живут разные люди. Я буду называть тебе людей, а ты сам выберешь, кто, где будет жить. Договорились? Хорошо! За каким окошком живут добрые люди? А ленивые?»

Далее называется весь список понятий. Желательно чередовать положительные и отрицательные (но не парные) нравственные каче­ства. Например: добрый, ленивый, щедрый, лживый (обманщик), трудолюбивый... и так далее. При этом цвета могут повторяться, то есть ребенок может выбрать один и тот же цвет на разные понятия.

В протоколе фиксируется цвет, который был выбран для каждого понятия, и комментарии ребенка.

Обработка результатов

При анализе результатов необходимо соотнести цвет, присвоен­ный каждому понятию, и эмоциональное значение этого цвета. Ниже приводится краткая характеристика каждого цвета, его эмоциональ­но-психологическое значение. Более подробное описание может дать только специалист-психолог.

СИНИЙ : добросовестный, спокойный, несколько холодный.

ЗЕЛЕНЫЙ: самостоятельный, настойчивый, иногда упрямый, напряженный.

КРАСНЫЙ: дружелюбный, общительный, энергичный, уверен­ный, раздражительный.

ЖЕЛТЫЙ : очень активный, открытый, общительный, веселый. ФИОЛЕТОВЫЙ: беспокойный, эмоционально напряженный, потребность в душевном контакте.

КОРИЧНЕВЫЙ : зависимый, чувствительный, расслабленный. ЧЕРНЫЙ : молчаливый, эгоистичный, враждебный, отвергаемый.

СЕРЫЙ : вялый, пассивный, неуверенный, безразличный. При анализе результатов теста цветовых отношений необходимо учитывать неравномерное формирование у детей эмоционального отношения к различным нравственным понятиям. Опыт показывает, что дети обычно выбирают:

ДОБРЫЙ -желтый и красный цвета. Другими словами, дети счи­тают, что добрый человек общительный, дружелюбный, открытый, отзывчивый, обаятельный. Адекватное отношение к понятию «добрый» у детей формируется уже к 4-5 годам.

ЗЛОЙ - синий (в 3-4 года), коричневый (в 4-5 лет) и черный (с 5 лет) цвета. Эти цвета отражают холодность, отчужденность, эго­истичность, враждебность, отвержение. Другими словами, дошколь­ники отвергают, не приемлют это качество личности.

ЧЕСТНЫЙ - желтый и красный цвета. То есть для детей данное понятие ассоциируется с такими характеристиками, как общитель­ность, открытость, дружелюбность.

Следует, однако, отметить, что к такому выводы дети приходят не сразу. Дети 3-5 лет нередко относят честность к отрицательным качествам, приписывая ей черный цвет. И только старшие дошколь­ники и младшие школьники уверенно относят это качество к поло­жительным, не выбирая для него черный цвет, а «раскрашивая» его в яркие, солнечные цвета.

Это происходит по ряду причин. Во-первых, всем известно, что одной из главных причин детской лжи является стремление избе­жать наказания со стороны взрослого, то есть в данном случае об­ман выступает как благо для ребенка, тогда как честность приводит к наказанию, является «злом» для него. Во-вторых, это связано с ябедничеством (или доносительством), когда ребенок честно рас­сказывает о чьем-то нехорошем поступке и взрослый осуждает его за это. П. Экман, например, отмечает, что на этот счет нет четкой позиции не только у большинства взрослых, но и у общества в це­лом. Таким образом, взрослые всегда осуждают ложь, но правда ими не всегда одобряется. Это приводит к быстрому усвоению отрица­тельного отношения к обману и длительному формированию отно­шения к честности.

ЛЖИВЫЙ - черный цвет. Дети не случайно выбирают этот цвет, так как он ассоциируется с такими личностными характеристика ми, как упрямство, враждебность, эгоистичность. Даже самые маленькие (в 3-4 года), выбирая для «обманщика» фиолетовый цвет, Фиксируют его неискренность и эгоистичность. Таким образом, можно говорить о формировании адекватного отношения к понятию «ложь» уже к четырем годам.

ЩЕДРЫЙ - красный и фиолетовый цвета. Необходимо отметить что диада личностных качеств «щедрость - жадность» для дошколь­ника является очень сложной, и поэтому отношение к ней противо­речивое, формируется на протяжении всего дошкольного детства. С раннего возраста ребенку говорят о том, что «надо делиться», «плохо быть жадным» и т. д. В то же время процесс «деления» зачастую свя­зан у ребенка с отрицательными эмоциями (вернули игрушку сломан­ной, съели его сладости и пр.). Таким образом, знание о том, что «быть нежадным - это хорошо», как бы противоречит собственному опыту ребенка.

Именно поэтому на протяжении всего дошкольного детства не­возможно выделить наиболее приоритетные цвета для понятия «щед­рый». Можно лишь отметить уменьшение использования черного цвета для этого понятия до полного его исчезновения в старшем до­школьном возрасте, что свидетельствует о причислении этого каче­ства к положительным. И только в младшем школьном возрасте ста­новится возможным выделение указанных выше цветов:

ЖАДНЫЙ - красный и черный цвета. То есть дети считают его решительным, сильным, может, даже агрессивным, враждебным. При­чем такое отношение к жадности формируется у детей не сразу. Ассо­циация 3-4-летних детей жадного человека с серым цветом свидетель­ствует о неуверенности, нерешительности младших дошкольников при отнесении жадности к отрицательным качествам характера. Оно яв­ляется для них скорее предпочитаемым. По мере взросления увеличи­вается количество детей, выбирающих для этого понятия черный цвет;

старшие дошкольники и младшие школьники уже относят жадность к отрицательным чертам характера, отвергают его.

ТРУДОЛЮБИВЫЙ - фиолетовый и желтый цвета. Другими сло­вами, трудолюбивый человек очень активен, энергичен, готов к ак­тивным действиям, может быть суетлив. Такие цвета выбирают дети старше 4 лет, а самые маленькие предпочитают коричневый и чер­ный цвета. Это связано, скорее всего, с тем, что детям младшего до­школьного возраста не предъявляют больших требований, связанных с трудом, и данное качество личности для них не является актуаль­ным. Им еще непонятно это качество, и эмоциональное отношение к нему неадекватное.

ЛЕНИВЫЙ - коричневый, серый, синий цвета. То есть дети спра­ведливо считают ленивого человека слабым, не вовлеченным вдело, вялым, пассивным, а также холодным. И чем старше дошкольник, тем более отвергаемым, неприемлемым для него является это каче­ство. Причем, как и в предыдущем случае, адекватное эмоциональ­ное отношение к этому качеству формируется у дошкольников после 4лет, а малыши ассоциируют ленивого человека с красным и желтым цветами. То есть у детей этого возраста нет негативного отношения к лени, так как, например, главный положительный герой русских ска­зок - Иванушка-дурачок - целыми днями лежит на печи, то есть ленив. Да и родители, как уже упоминалось, не предъявляют высо­ких требований к труду малышей.

Источник: Г.А.Урунтаева, Ю. А.Афонькина "Практикум по детской психологии". -
М.: ВЛАДОС, 1995 г., - с. 59 - 61

Подготовка исследования.
1. Придумать 3-5 незаконченных ситуаций, описывающих выполнение и нарушение нравственных норм с учетом возраста ребенка;
2. Подготовить 10-12 картинок, на которых изображены положительные и отрицательные поступки детей;
3. Стихотворение Е.Благининой "Подарок";
4. Новую яркую игрушку.
5. Составить и выучить наизусть вопросы для беседы.

Проведение исследования. Проводятся все серии индивидуально с интервалом в 2-3 дня или по выбору; участвуют одни и те же дети.

Первая серия. Ребенку говорят: "Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи". Примеры ситуаций.

1. Дети строили город. Оля не хотела играть. Она стояла рядом и смотрела, как Играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: "Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам". Тогда Оля ответила... Что ответила Оля? Почему?

2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут к ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала; ".Я тоже хочу поиграть с этой куклой". Тогда Катя ответила... Что ответила Катя? Почему?

3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша - зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. "Саша, - сказала Люба, - можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?" Саша ей ответил... Что ответил Саша? Почему?

Помните, что в каждом случае нужно добиваться от ребенка мотивировки ответа.

Вторая серия. Ребенку дают картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников и говорят: "Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой - плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему".

Третья серия включает 2 подсерии.
Подсерия 1 - ребенку читают стихотворение Е.Благининой "Подарок", а потом задают вопросы: "Какая игрушка была любимой у девочки? Жалко или нет ей было отдавать лягушку подруге? Почему же она отдала игрушку? Правильно или неправильно она сделала? Как бы ты поступил, если бы твоя любимая игрушка понравилась твоему другу? Почему?

Обработка данных. Анализируют, насколько осознаны детьми нравственные нормы и как это зависит от возраста дошкольников. Соответственно распределяют испытуемых по 4 уровням осознания нравственных норм:

1. Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

2. Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

3. Ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильно или неправильно, хорошо или плохо), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

4. Ребенок не может оценить поступки детей.

В третьей серии сопоставляют реальное и предполагаемое поведение детей и делают вывод о том, насколько они соответствуют друг другу, как это соответствие зависит от возраста.

Цель - изучить понимание детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм (щедрость - жадность, трудолюбие - лень, правдивость - лживость, внимание к людям - равнодушие).

Определить умение детей соотносить эти нормы с реальными жизненными ситуациями, разрешать проблемные ситуации на основе нравственных норм, и давать элементарную нравственную оценку.

Предъявление задания

В индивидуальной беседе с ребенком ему предлагается продолжить каждую из предлагаемых историй, ответить на вопросы. Ребенку говорят: "Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи". После этого ребенку читают по очереди четыре истории (в произвольном порядке).

История первая . Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша - зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. "Саша, - сказала Люба, - можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?" Саша ответил, …Что ответил Саша? Почему? как поступил Саша? Почему?

История вторая . Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. К ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: "Я тоже хочу поиграть с этой куклой". Тогда Катя ответила... Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

История третья . Дети строили город. Оля стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: "Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам". Тогда Оля ответила... Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?

История четвертая . Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: "Кто сломал игрушку?" Тогда Петя ответил... Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?

Все ответы ребенка, по возможности дословно, фиксируются в протоколе.

Обработка результатов:

  • 0 баллов - Ребенок не может продолжить историю, или дает односложный ответ, не может оценить поступки детей.
  • 1 балл - Ребенок по-разному продолжает истории, оценивает поведение детей как правильное или неправильное, хорошее или плохое, но оценку не мотивирует и нравственную нормы не выделяет.
  • 2 балла - Ребенок продолжает истории с позиции нравственных норм, называет нравственную нормы, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.
  • 3 балла - Ребенок раскрывает особенности разрешения проблемной ситуации с позиции нравственной нормы, называет нравственную норму, понимает ее значение для взаимоотношений людей и может обосновать свое мнение, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

Результаты данных методик позволят выявить, какие нравственные нормы освоены детьми данной группы, как он понимает особенности чувств других людей и предполагает выделение разных уровней освоения детьми нравственных норм и правил, по которым можно будет судить об особенностях освоения детьми группы данного содержания.

Методики используемые мною:

Методика « Закончи историю» (Г.А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина )

Цель.

Изучение осознания детьми таких нравственных качеств, как доброта- злость, щедрость – жадность, трудолюбие – лень, правдивость – лживость. Проведение. Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят следующее: « Я буду рассказывать истории, а ты их закончи».1. У девочки из корзинки на дорожку высыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал… Что он сказал? Почему он так сказал? Как он поступил? Почему ты так думаешь? (После каждой мини – истории задаются аналогичные вопросы.) 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя начала играть. К ней подошла младшая сестра Вера и сказала:» Я тоже хочу играть с этой куклой». Катя ответила… 3. Дети строили город. Оля не хотела принимать участия в игре, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница: « Пора ужинать. Кубики надо сложить в коробку. Попросите Олю помочь вам». Оля ответила… 4 Петя и Вова играли вместе и сломали красивую дорогую игрушку. Пришел папа испросил: « Кто сломал игрушку?». Петя ответил…

Обработка результатов.

1 балл – ребенок не может оценить поступки детей. – ребенок может оценить поступки детей

2 балла - ребенок может оценить поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует

3 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

4 балла - ребенок называет норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

Методика «сюжетные картинки» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина)

Цель. Изучение эмоционального отношения к тем же нравственным качествам, что указанны и в предыдущей методики.

Материал. Картинки с изображение ситуации, подлежащих нравственной оценки (например, сцена в автобусе: мальчик сидит и читает книгу, а девочка уступила место пожилой женщине)

Проведение. Исследование проводится индивидуально. Ребенку показывают картинки: « Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой стороны- плохие… Объясни, почему ты именно так разложил картинки».

Обработка результатов.

1 балл- ребенок не правильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных поступков, так и отрицательных), эмоциональные реакции не адекватны моральным нормам.

2 балла- ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия.

3 балла – правильно раскладывае6т картинки, обосновывает свои действия, называя моральную норму.

Методика «Наблюдение»(Т.Д.Зенкевич, А.М. Михайлов)

Составление карты наблюдения за эмоциональным и нравственным развитием детей различных режимных занятий (см. таблицу) проводиться в течение 1-2 недель (см. карту наблюдения) В процессе занятий по сказке у меня накапливается большое количество наблюдений, для того чтобы систематизировать свои наблюдения, заношу в составленную «Карту наблюдений» . «Карта» позволяет -фиксировать внимание на качествах, которые важны для характеристики личности ребенка -обратить внимания на степень выраженности того или иного качества - не загружать свою память и меть возможность вернуться к своим наблюдениям и впечатлениям в любое время - отчитаться о результатах работы не только по количеству проведенных занятий, но и по качественным характеристикам - выявить личностные особенности и проследить их динамику в процессе занятий -при сопоставлении личностных проявлений ребенка с темами занятий можно выявить, в каких ситуациях какие качества наиболее выражены.

Карта наблюдения включает в себя 6 шкал, построенных по принципу полярных качеств. Каждая школа имеет шесть градаций. Отметка «3» показывает отсутствие явной выраженности того или иного качества. Отметки «0; 1» и « 5; 6» показывают сильную выраженность того или иного качества. Отметки на шкалах можно соединить ломанной линией. Эта линия- личностный профиль ребенка на данный момент времени. Изменения личностного профиля ребенка в процессе занятий отражает качественные изменения в его внутреннем мире: изменение его отношения и поведения в значимых ситуациях, обогащение его опыта. Сравнительный анализ личностных профилей покажет эффективность работы и её влияние на личность ребенка. Методика « Раскрась свои чувства» (Т.Д. Зинкевич А.М. Михайлов) Данная методика разработана с привлечением материалов Бриды Эллиот. Методика позволяет выявить чувства которые испытывает ребенок. Кроме того, раскрашивая « человечка», ребенок может проявить подавляемые им чувства. Таким образом, ребенок представляет цветной портрет своих чувств. Если ребенок раскрашивает « человечка» розовыми, желтыми, зелеными и другими спокойными цветами, то можно говорить о том, что его состояние достаточно стабильно и гармонично, он конструктивно будет воспринимать и реагировать на занятиях. Иногда в рисунках могут появиться черные, коричневые и ярко-красные тона. Это может означать либо сложное, нестабильное актуально-эмоциональное состояние; либо отголоски психологической травмы, которую перенес ребенок (особенно если штриховка неупорядоченная, тревожная, ребенок сильно давит на карандаш); либо места, в которых ребенок испытывает боль; либо ребенок просто привык рисовать этими цветами (дома у него есть карандаши только черного цвета). Если большая часть рисунка закрашена черным или коричневым цветом, с таким ребенком желательно провести индивидуальную работу. Для того чтобы сделать окончательные серьезные выводы, необходимо провести серию рисунков. Так как на раскрашивание «человечка» влияет состояние ребенка в данный момент, предпочтение им того или иного цвета, обстановка в которой происходит рисование и многое другое. Говорю ребенку: « Представь, что этот человечек- тот сказочный герой, в которого ты хотел бы превратится (или превратился) . Этот герой, так же как и человечек, может испытывать разные чувства. Чувства и ощущения этого героя живут в его теле. Раскрась эти чувства: Радость – желтым Счастье- оранжевым Удовольствие- зеленым Грусть- голубым Гнев, раздражение- ярко-красным Чувства вины- коричневым Страх- черным Когда ребенок красит «человечка», можно поговорить с ним о том, почему он раскрасил именно так, а не иначе.

IV Заключение

Нравственно-этические достоинства сказки в воспитание дошкольников.

Чтобы ребенок был готов к жизни, чтобы уверенно чувствовал в этом большом мире, необходимо вооружить его социальными умениями.Важно, чтобы ребенок мог управлять своим поведением, умел выбрать по отношению к другому человеку наиболее подходящий способ поведения, способ обращения с ним, проявлял гибкость и творчество в выборе коммуникативных средств в процессе диалога с другими. Мы должны научить ребенка умению видеть и понимать другого человека, развивать способность поставить себя на место другого и переживать с ним его чувства, умение действенно откликнуться на эмоциональное состояние другого. В сказках черпается первая информация о взаимоотношениях между людьми. Именно народные сказки сохранили ту общую человеческую мораль, которую, увы, сегодня многие растеряли. В народных сказках отраженны « уникальные традиции и опыт творчества». Во всех народных сказках есть нравственно- этические принципы. Сказка учит жить. А иначе зачем бы наши предки тратили драгоценное время на них? Без сказки у ребенка нет ни мечты, ни волшебной страны, где сбываются все желания. Сказка позволяет ребенку да и взрослому пофантазировать. Кто есть я? Каким бы я хотел себя видеть? Как я сам вижу себя через волшебное зеркало, позволяющее разглядеть все вокруг не только глазами но и сердцем? Что бы я сделал, обладай волшебством? Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет.

Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Основу для правильного общения со сверстниками и взрослыми нужно закладывать в детстве сказки же учат нас не только житейской мудрости, но и смелости, мужеству, умению устанавливать контакты.

Сочувствуют различные мнения по поводу влияния сказок на ребенка. Воспитываю в нем такие важные качества, как смелость, храбрость, решительность, мы должны опираться на много вековой опыт предшествующих поколений в использовании сказки педагогических целях. Ребенка нужно приучать к преодолению трудностей: оберегая его от реальности, которая далеко не идеал, мы только создадим ему лишние проблемы. Вырастая, он не сможет объективно воспринимать события, решать последовательно возникающие задачи, будет не решительным, робким или погруженным в себя человеком. Всего этого не трудно избежать, если на раннем этапе развития анализировать сказочные произведения вмести с ним, с каждым новым прочтением всё более усложняя задачу. Практикуя различные методы объяснения смысла сказки, можно добиться её полного понимания и сознания малышом. А это значит, что в трудной ситуации она послужит ему хорошей опорой в жизни. Немаловажным обстоятельством в развитии ребенка является повторное прочтение сказки. Не стоит отказывать в этом малышу на том основании, что перечисление пятьдесят первый раз обстоятельств, при которых Конек- Горбунок вытаскивает Ивана из нищеты и неизвестности, утомляет и раздражает. Для ребенка эта новая ступенька, по которой он поднимается на более высокий уровень духовного и интеллектуального развития. Да, дети, слушая сказку изо дня в день, переживают за героев снова и снова. Но теперь им важны не столько положительные моменты сказки сколько упущенные при первом прочтении некоторые подробности сюжета и особенности характеров персонажей. Таким образом, ребенок учиться акцентировать внимание на деталях, а образы сказочных героев при этом наполняются новым содержанием, которое с каждым разом усложняется и приобретает черты действительности. Если малыш просит ещё раз перечитать понравившуюся ему сказку, не препятствуйте, видимо, он что-то недостаточно хорошо понял и ему хочется разобраться в этом. Надо пояснить этот момент. Обращаю пристальное внимание на игры ребенка. Сказка как средство эстетического и познавательного воздействия гармонично вписывается в процесс игры. Выделяю, что для малыша является главным: развитие сюжета, ситуации которого не использует, или присутствие героев, определяющих её характер. Включаюсь в игру и поправляю ребенка, если то или другое используется неправильно. Возможно, в этом случае сказку надо будет прочитать ещё раз, более подробно проанализировав трудные моменты, научить малыша понимать, зачем человеку нужен сильный и благородный характер. Привлекают ребенка в сказках и волшебные способности главных героев: умение летать, быстро перемещаться, перевоплощаться. Конечно, в 3-5 лет не возможно объяснить природу волшебства, на данном этапе можно просто дать ему понять, что это- реализация мечты на рода. Со временим волшебство должно превратиться в сознательное стремление достичь желаемой цели или уникальное развитие личных способностей. Дети должны усвоить: чтобы добиться каких-то результатов в жизни, надо обладать не просто определенными свойствами характера, нужно развивать их до совершенства. Этот процесс не должен носить приземленный характер, действовать надо по обстоятельствам, принимая во внимание реакцию малыша. Если я внимательна он проходит естественно и позитивно. Видимо, с это же точки зрения не следует ограждать ребенка и от пугающих описаний страшных веществ, явлений, злодеев. Он должен знать, что превосходной степени зла может противостоять только более изощренная форма добра. Лишь в таком случае происходит битва на равных межу отрицательными и положительными персонажами в сказке и естественная победа последнего.

В каждом человеке, ребенке и в взрослом на уровне подсознания заложена стремление отвечать обще принятым, установленным веками, способом и мышления и поведения. Поэтому чувства и поступки положительного героя малыш сразу же проецирует на себя. Проявляется это обычно сначала внешне: он начинает использовать определенные речевые обороты, характерные для этих героев, затем поступки этого персонажа превращаются в особенности поведения ребенка, постепенно становятся его собственными поступками. Малыш начинает сознавать их необходимость, он уже не может на добро ответить злом, обидеть младших и слабых, вырабатываются моральные критерии.

Цель моей работы- научить ребенка осознанно относиться к своим чувствам, к своему внутреннему миру, иначе говоря, способствовать становлению его самосознанию, развивать умение управлять своими чувствами средствами устного народного творчества. Нравственное здоровье и нравственное совершенствование, заложенные в детском возрасте, являются предпосылками того, что в дальнейшем ребенок станет справедливым, добрым, отзывчивым, умеющим преодолевать трудности и способны постоять за себя и своих близких, то есть социально значимым человеком.

Памятка

Уважаемые родители

Если вы опуститесь до детского восприятия картины мира, в котором мы живем, а оно у детей в большинстве случаев представляет собой набор образных метафорических обобщений, то ощутите, как с ваших чувств слетает на лед повседневности. На что-то вы можете взглянуть по-новому. Прежде чес заниматься с детьми, вы должны на себе проверить воздействие сказотерапии.

Профессиональный психолог, работая с детьми, на погружается внутрь их проблем. Он остается вне, снаружи ситуации. Переживания психолога отделены от переживания ребенка. Для родителей это не возможно. Ребенок сразу почувствует неискренность, и лечебного эффекта не будет. Родители не должны наблюдать со стороны за развитием ребенка. Они переживают жизнь вмести с ним и при обсуждении сказки погружаются внутрь его проблем, чувств и ощущений.

Вы должны подстроиться под ребенка, под его мысли и переживания. Если ваш ребенок, например, во время обсуждения сдвинул глаза влево и приподнял их, то вы знаете, что он сейчас вспоминает какой-то зрительный образ. Сделайте то же самое. Сдвиньте глаза, как и он, и походу обсуждения сказки попробуйте уловить, что он вспоминает. Синхронность поведения ваших глаз- не плохой залог для установления доверительного контакта. Ёще одним показателем служит дыхание. Частоту и глубину своего дыхания вы должны подстроить род дыхание ребенка. Ваши ритмы должны по возможности совпадать.

Третий показатель- ритмичность вашего голоса, тембр и интонации. Здесь то же надо подстраиваться под ребенка. Например, вас беспокоит, что ребенок боится оставаться один, ему страшно спать в темной комнате. Обсуждая сказку о таких страхах, вы сами должны представить, ощутить этот страх и преодолеть его вместе с ребенком. Посредством метафор, которые используются в сказках дети ощущают переживания персонажей. Вы же должны ощутить переживания ребенка.

I Введение Устное народное творчество, как средство социализации ребенка

II Роль произведений русского народного творчества в духовно- эмоциональном воспитании детей дошкольного возраста.

2.1 Фольклор в жизни малышей.

2.2 Воспитательная ценность малых форм устного - народного творчества (пословицы, поговорки, загадки, считалочки)

2.3 Сказки - для ума и души закваски

2.4 Воспитательная ценность русских народных сказок.

III Система работы с дошкольниками по русским народным сказкам.

3.1 Эмоциональное погружение детей в сказку.

3.2 Использование сказки в воспитательно – образовательной работе с детьми. Драматизация сказок дошкольниками. Отслеживание влияния сказочного жанра народного творчества на ум и душу ребенка.

IV Заключение Нравственно - этические достоинства сказки в воспитании дошкольников

V Литература

VI Приложение

воспитания эмоциональной культуры дошкольников . Эмоциональная культура дошкольников зависит от...
  • Русское народное творчество в музыкально-эстетическом воспитании детей

    Реферат >> Педагогика

    Исследования: 1. Рассмотреть фольклор как средство развития ребенка. 2. Проанализировать роль русского народного творчества в музыкально-эстетическом воспитании... ведут по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития . Пестушки, колыбельные песни...

  • Народная сказка, как средство развития художественных способностей детей дошкольного возраста

    Реферат >> Культура и искусство

    Входят в основу художественного творчества . Глава П. Народная сказка как средство развития художественных способностей детей... Русская народная сказка. - М. : Просвещение, 1963 - с.8-15. 50. Проскура Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольников . ...

  • Игра как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

    Курсовая работа >> Педагогика

    ... народного художественного творчества «ИГРА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ... для развития дошкольников имеет... нравственным сознанием и нравственным поведением. И соблюдение нормы выступает эмоциональным подкреплением для дошкольника . 4. Взаимосвязь нравственного ...

  • Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.